Основные ошибки ведущего игры и как их избежать

Если вы решили провести настольную бизнес/развивающую/трансформационную или любую другую игру, то скорее всего вы имеете отношение к тренингам, коучингу или консультированию любого рода. В этой статья я хочу обратить ваше внимание на 3 основные ошибки, которые часто совершаются при ведении игр и которых желательно избежать. Конечно, все эти ошибки и я, и мои коллеги совершали сами. Именно поэтому я и хочу о них рассказать, чтобы у вас была возможность их миновать.

Ошибка номер раз: «Я‎ лучше знаю как вам жить!»‎

Отличительной особенностью тренера, коуча, консультанта (нужное подчеркнуть) является навык работы с формой, а не с содержанием. Это значит, что мы умеем видеть систему и структуру взаимодействия, паттерны как личные, так и групповые, эмоции и реакции людей и понимаем откуда и куда они ведут. В такие моменты нам, как людям, которые находятся за пределами системы, очень хорошо видно как все устроено и что нужно изменить, чтобы получить желаемый результат. Вот здесь как раз и кроются все самые благоприятные условия для совершения ошибки номер раз.

Иногда ведущему, да и другим участникам игры, настолько все очевидно, что они даже начинают многозначительно переглядываться, мол, видал как оно там все? И тут же хочется что-нибудь присоветовать! А как не присоветовать, когда со стороны виднее? Но ведущий игры он не подружка на кухне, которая точно знает как лучше, особенно после третьего бокала вина. Ведущий игры это тот, кто все видит и не мешает хорошим людям играть и получать свой опыт. Все, что он может, это задать направляющий вопрос, который создаст такие условия для игрока, в которых он сможет увидеть то, что уже видно всем остальным, сделать соответствующие выводы и принять решения.

Кроме того, помните, что это просто игра, в которую игроки просто играют. Если вы превратите игру в кружок юного психотерапевта, то пострадает не только процесс, но и результат, и ваша репутация. А это ведет нас к следующей ошибке.

Ошибка номер два: «Сейчас я вас всех вылечу!»‎

Когда человек садится за игровой стол, он не ждет, что его будут “лечить”. Он может не знать до конца, что его ждет, но он точно не записывался на прием к психологу. Однако, часто случается, что ведущий, который скорее всего имеет отношение к психологии, пренебрегает форматом игры и с порога начинает залечивать игрока, который на это не подписывался. Почему? Потому что он уже совершил ошибку номер раз.

Игра это в первую очередь состояние, в котором можно совершать ошибки, исследовать, любопытничать, быть открытым и чувствовать себя в безопасности. Именно эти вещи помогают участнику быть открытым и познавать предмет игры, особенно если предметом игры является он сам. Если игрок почувствует, что в созданном вами пространстве это невозможно, то он не получит того результата, за которым он пришел, а вам это не выгодно.

Для того, чтобы избежать терапевтической кушетки, особенно если вы проводите игру в около или бизнес контексте, помните о том, кто вы, где вы и для чего вы здесь. Ответы на эти вопросы помогут вам удерживать фокус внимания на контексте и на формате. Однако, здесь нас может подстерегать еще одна ошибка.

Ошибка номер три: «Я ведущий, все остальное — спам!»‎

Помимо прочего, роль ведущего в том, чтобы очень хорошо знать правила игры и суметь направить игроков в заданном направлении. Кроме этого, ведущий управляет тем, что происходит за игровым столом. Все это очень логично до тех пор, пока ведущий не совершает третью ошибку, сообщая остальным по любому поводу и без, что он является истиной в последней инстанции и все должны подчиняться тому, что он говорит. Спрашивается: а как же игра?

Может показаться странным, но игра сама по себе тоже является живым организмом, который так же влияет на игроков, ведет их к заявленному результату, что-то показывает и открывает. Если ведущий будет слишком настойчивым и местами тираничным, то этот процесс уже никак нельзя будет назвать игрой. Это будет больше похоже на микро-менеджмент с элементами диктатуры, которые рано или поздно, в силу законов групповой динамики, вернутся ведущему и скорее всего не в самой приятной форме.

Помните о том, что игра это дело добровольное. И чем больше оно добровольное, тем легче игроку погрузиться во все предлагаемые игрой процессы, увидеть все свои личные и групповые сложности, преодолеть препятствия и получить заветный приз! А вам, как ведущему, только того и надо, чтобы все получили, что хотели и передали вас, как специалиста, дальше.

© Мария Горина