Деловые игры, симуляторы, ролевые игры

Сегодня в рубрике «практика» поговорим о деловых играх, которые уже достаточно хорошо прижились в контексте корпоративного обучения. Игры-симуляторы часто используются в учебных целях, и даже если они используются не с целью обучения, то и в этом случае обучающий эффект обеспечивают. Яркими примерами являются симулятор полета в обучении пилотов, бизнес — симуляции в управленческих тренингах или игры, используемые для развития лидерских навыков. Концепция обучения в деловых играх, как и в ролевых, основана на симуляции, то есть на модели реального процесса или системы.  

Симуляционные игры позволяют учиться на основе опыта, особенно в отношении пространственно-временных явлений. Как и в «симуляторе полета», игроки (или геймеры) могут экспериментировать с различными стратегиями и испытывать их влияние на сложные системы, не опасаясь воздействия на реальный мир.  

С помощью игровых симуляторов возможно воспроизвести практически все социально-технические системы. Таким примером может быть решение конфликтных ситуаций со многими участниками. Согласно сценарию каждый участник принимает назначенную роль и в этих ролях они пытаются представлять свои конкретные интересы. Участники обычно действуют в небольших группах. При этом они часто получают профиль группы или роли, который содержит информацию о ходе игры, соответствующих ролях в процессе принятия решений, а также конкретных интересах и позициях, связанных с конфликтующим элементом. 

Важно, что моделирующие игры предполагают готовность участвовать в открытом процессе обучения. Игровые симуляторы позволяют самостоятельно и творчески работать и учиться. Но сложность реального мира обязательно должна быть сведена в симуляции к основам.

Игры-симуляторы позволяют игрокам пробовать разные роли без ущерба и являются проверенным методом «обучения действиям». Ориентированный на действие подход приводит к более глубокому пониманию социальных процессов среди участников в дополнение к увеличению фактических знаний и умению мыслить на незнакомых позициях. 

С точки зрения подготовки, а также реализации, игра-симулятор особенно сложна и требует много времени. Ведь она должна имитировать и воспроизводить процессы в организации настолько реалистично, насколько это возможно. Время необходимо на анализ, разработку, обучение модераторов и еще ряд сопутствующих моментов. 

Независимо от того, с какой продолжительностью имитационная игра – несколько часов или несколько дней, особое внимание следует уделять «подведению итогов», то есть ее оценке. 

Обычно в оценке мы выделяем четыре этапа: 

  • Интуитивный анализ игры: Здесь возможны вопросы — Что случилось, что чувствовали игроки?
  • Отражение и распределение игры: Как объяснить игровой процесс, как группы оценивают результат игры, что повлияло на результат?
  • Передача: Какие аспекты сценария и игрового процесса были реалистичными, а какие нет, и насколько результат игры-симулятора совпадает с нашим взглядом на реальность?
  • Критика игры: Что мы узнали? Что нет? Что я лично взял с собой? Как я могу улучшить игру? 

В классической ролевой игре основная идея состоит в том, чтобы испытать историю вместе, где каждый игрок играет персонажа этой истории. Основная структура действия в значительной степени фиксирована, в то время как фактический процесс является результатом взаимодействия участников.

 © Мария Лукина