«Игры со смыслом». Понятие и критерии.

Что мы называем смыслами? Какие смыслы в какие игры заложены?​

Например, если мы берем языковую игру Piece of cake, то она про то, что учиться легко и весело. Это и правда возможно и вся игра построена на подтверждении этой мысли.

Другая игра может говорить, что наша компания – лидер рынка. У меня был какое-то время назад запрос на разработку игры от финансовой компании, у которой есть свои продукты. И они хотели эти свои продукты упаковать в настолку для того чтобы дети сотрудников, партнеров могли бы научиться чему-то с точки зрения финансов, по тем продуктам, которые у них есть. Игра должна была быть брендированная, то есть это такая сувенирная история, очень полезная.

А другая игра может показывать, что невозможное возможно. Или что можно реализовываться.

Здесь главное понимать необходимое или достаточное количество этих смыслов. Если он будет один, то будет, наверное, скучновато. Если их будет 152, то игра просто загрузит игрока.

Безусловно, в любой игре есть смысл. Но не в любой игре мы играем со смыслами. Тут очень важная игра слов. Смысл есть и в вышибалах, и в крестиках-ноликах и во всем, чем угодно. Если мы говорим про игру коучинговую, психологическую, трансформационную, и даже некоторые деловые и бизнес игры сюда тоже можно отнести. Мы, как ведущие, или как разработчики в том числе, мы играем со смыслами, которые вкладываем в те или иные понятия. То есть за столом игрок может что-то нам сказать, а мы как ведущие можем на это что-то ответить, задать встречный вопрос, который повернет точку зрения на ситуацию в абсолютно противоположную сторону. Чем даст новые идеи, ответы и так далее.

Если мы играем в вышибалы, то смысл – тренировка реакции или мы просто кидаем мяч. Но если мы захотим сделать вышибалу игрой со смыслом, мы можем перед тем как отправить людей играть в вышибалу, попросить их подумать о какой-то жизненно важной задаче, и обращать внимание на то, как они реагируют, когда мяч летит им в голову, например. И тем самым понимать свою внутреннюю стратегию встречи с препятствиями. То есть это такой дополнительный смысл, дополнительная метафора…

Критерии оценки игр со смыслом.

​Если мы говорим об играх со смыслами, мы для себя выделили пять критериев оценки таких игр:

1. Баланс механик.

​Что такое игра? Игра, например, когда есть кубики, карточки и игровое поле, это игра? Ну, наверное, игра. Но с другой стороны, там может быть слишком много карточек, слишком много кубиков или вообще каких-то переходов хода. То есть механика игры сама по себе будет очень нагруженная. И тогда состояние участника начнет спадать – ему станет скучно, он скажет “Да ну вас, дурацкая игра, не буду с вами играть”. А если сделать слишком мало карточек и кубиков или каких-то дополнительных инструментов, или слишком мало путей, по которым можно двигаться, то он тоже может сказать, что игра прекрасная, но он в нее поиграл пять минут и больше не хочет.

И с точки зрения баланса механик, мы вывели для себя критерии. Вот если мы условно говорим “игра хорошая”, в нее интересно играть, мы получаем от нее результат и вообще хотим всем друзьям рассказать, то скорее всего вот этот баланс – кубиков, карточек, переходов ходов,  дополнительных метафорических карт, еще чего-то. Их необходимое или достаточное количество, чтобы удерживать внимание и интерес.

2. Уровень вовлеченности. 

​Он может быть очень разным. То есть иногда нам нужно сделать так, чтобы люди были поменьше вовлечены, а иногда так, чтобы побольше. Но мы все равно должны приходить к некоторому балансу. И если алгоритм игры позволяет это сделать, получается очень здорово.

3. Объединение.

Игра всегда объединяет. Даже если эта игра соревновательная. Если это команда на команду, то люди объединяются внутри команды. И даже в соревновательной игре обе команды объединены общей задачей – они хотят выиграть. И мы на этом тоже можем играть.

4. Смысл. 

​Когда вы придумываете игру, вы ее придумываете, чтобы что? Что должно произойти с людьми? Ради чего они будут играть? И самое главное – ради чего вы эту игру создаете?

Например, игра для изучения иностранных языков, недавно разработанная. Она очень веселая, азартная, потому что нужно зарабатывать кучу тугриков в процессе. Но при этом она очень легкая. В этой игре нет ни одной подставы, как например “пропустите ход” или “отдайте все свои заработанные тугрики или таланты, кристаллы соседу справа или слева”. Там ничего такого нет, потому что один из смыслов, заложенных в эту игру, это идея о том, что учить языки это очень легко и очень весело. Поэтому если в эту игру включить какую-то подставу, то это сразу противоречит данному смыслу.

​С точки зрения языка бизнес-тренерства про миссию компании или личную миссию, у каждой игры тоже есть миссия. И когда мы говорим “смыслы” мы, в данный момент, имеем в виду миссию игры.

​Смысл – это,  условно говоря, определенный ценностный пласт, который может закладываться в игровой процесс.

5. Польза и нацеленность на результат. 

​Есть игры, в которых результатом будет развлечение. Например, “Имаджинариум”. Можно такие игры назвать играми для вечеринок. Их смысл и польза от игры заключается в получении удовольствия. Но если мы говорим об “играх со смыслом”, как мы это понимаем, то мы говорим о том, что каждая игра должна дать человеку тот результат, за которым он пришел. То есть у вас есть игра и вы говорите, что она нацелена на такие-то результаты, например понять, в чем смысл жизни или составить план действий по решению конкретных задач. Или, как в “Путешествии героя”, человек приходит, чтобы понять свои плюсы/минусы и сделать шаг вперед. Побороть какой-то свой “затык” и продвинуться в решении вопроса. А может быть, сыграть всю игру и понять, что все уже и так существует и можно идти и делать.

То есть та польза и тот результат, который ощущают игроки, должен быть понятным, осязаемым.

Можно сказать, что польза это определенное внятное понимание, того, а зачем еще эта игра может быть.

Источник