Интервью с Петром Куркиным

Расскажите немного о себе, чем Вы занимаетесь, кроме игр? Или чем занимались до них?

Меня зовут Куркин Петр, я один из создателей и руководителей детского игрового лагеря «Нить Ариадны». Помимо лагеря я увлекаюсь театром, я профессиональный актер и раньше даже работал в этой сфере. Сейчас театр для меня скорее хобби, но я с большой радостью участвую в театральных проектах и сегодня.

Какова Ваша специализация? Какие игры Вы создаете?

Я делаю сюжетно-ролевые игры живого действия для подростков.

Как давно Вы разрабатываете игры?

Думаю, 12 лет.

Как все начиналось? Почему игры?

Началось все очень давно, еще в школе. Когда я был в детском лагере «Зеркальный», одном из лучших тогда в Лен Области, вожатая провела нам ролевую игру, очень простую, но тогда это показалось каким-то чудом – оказалось, что можно путешествовать в другие миры и быть кем-то другим, и это так просто. Затем мы с братом узнали, что существуют многодневные ролевые игры с полным погружением и начали ездить на игры по Гарри Поттеру. Параллельно росла мечта сделать свой детский лагерь, и как-то это все перемешалось одно с другим. У нас тогда была компания друзей, и мы все вместе подумали, что делать лагерь, который предлагает погружение в любимые детьми миры на протяжении всей смены – это отличная идея. Так и получилось! Понравилось всем: нам – делать, детям – участвовать.

В какие игры Вы играли в детстве? Что с тех пор изменилось?

Про ролевые игры в детском лагере я уже написал. Это, кстати, самое главное. В ролевых играх с тех пор многое стало иначе – игры стали сложнее, они стали претендовать на то, чтобы быть произведением искусства. Еще, конечно, были компьютерные игры. Но эта отрасль, понятное дело, развивается вслед техническому прогрессу и меняется согласно изменениям на этом фронте. Я до сих пор люблю играть в компьютерные игры, дома у меня есть приставка PS4.

Что Вас больше всего увлекает в создании игр?

Самый большой трепет я испытываю, когда придумываю игру и воображаю, как она будет жить, какие эмоции испытают игроки. Искать новые ходы, закручивать сюжет, продумывать модели – это все очень интересно для меня.

Есть ли у Вас любимые темы?

Да, очень часто я делаю игры о любви, самая интересная тема – общество потребления.

Что самое главное в игре? В чем залог ее успеха?

Каждый игрок должен почувствовать себя главным героем и иметь выбор своей истории. Так получается не всегда, но это то, к чему мы стремимся.

Как неопытному игроку понять, хорошая игра или не очень?

Смотря какая! Мы, например, заранее выкладываем правила наших игр, по ним можно легко понять – найду ли я себе место в ней. Важно проанализировать свои вкусы и понять, что мне обычно нравится, какого рода удовольствие хочется получить. Затем нужно проверить, даст ли игра мне именно ЭТО удовольствие.

Вы сами играете в свои игры? Как часто? С какой целью?

К сожалению, это невозможно в силу специфики того, что мы делаем. Я уже не подросток… Но даже если я делаю игру для взрослых, в нее все равно не сыграешь – ведь ты знаешь вообще все и невозможно от этого отключиться!

Какой своей игрой Вы больше всего гордитесь?

Думаю, что это игра по Властелину Колец, посвященная теме общества потребления. Там состоялось сразу несколько больших побед. Во-первых, удалось подстроить мир Толкина под эту тему, которая не очень-то ему созвучна. Во-вторых, удалось организовать диалог через игру на эту тему с детьми – и для них это было супер полезно!

Как Вы применяете игры в своей практике/профессии?

Игры и есть моя профессия. Если говорить о театре, то игра давно пришла туда. То, что делают Rimini Protokoll и даже некоторые русские режиссеры – это часто по сути игра. Когда мне доводится ставить спектакль, я использую какие-то открытия, которые мы сделали, занимаясь играми.

Поделитесь самым удачным своим кейсом применения игр?

Это всякие истории о том, как игры помогают нам решать сложные подростковые проблемы в лагере. Например, однажды у меня в отряде был очень тяжелый мальчик, нарушал все, что можно. Я собрал небольшую группу людей и специально провел им ролевую игру на тему будущего и смысла жизни. Было приятно видеть, как он поменялся после нее. Часто дети говорят нам после смен, что решили поменять свою жизнь – школу, привычки… После первой нашей смены ко мне подошла девочка – она была дезорганизатором, срывала мероприятия в начале смены. А в конце со слезами на глазах благодарила, решила быть юристом, а до этого совершенно не знала, куда идти. На игре она исполняла роль судьи и адвоката…

В чем, на Ваш взгляд, самое большое достоинство настольных игр, как формата?

Простота. Не нужно никаких особенных условий, реквизита, декораций. Какие-то простые игры не требуют даже поля или фишек – все можно изготовить «на коленке» и играть.

Самый экстравагантный заказ на разработку?

Однажды одна женщина попросила сделать для ее юбилея, ей было 40, игру по Алисе в стране чудес.

Сколько в среднем занимает разработка одной игры?

2-3 месяца.

Сколько раз нужно протестировать игру, чтобы понять, что она работает и отвечает поставленным задачам?

У нас мало возможностей для теста, потому что мы проводим живые игры на 100-150 подростков. Но авторы игры тестируют модели 2-3-4 раза – сколько потребуется.

Сколько обычно требуется итераций по доработке игры?

Как таковой основной концепт мы редко меняем, а отдельные игровые модели могут меняться хоть 10 раз.

Есть ли разница между разработкой бизнес-игры для корпоративного заказчика и легкой развивающе-развлекательной игры для детей?

Я думаю, что большой разницы нет.

Сколько стоит разработать игру? Есть ли стандартная цена на такие услуги?

Мы делаем игры не на заказ, это наш основной продукт, нашей компании.

Как выбрать исполнителя на разработку игр? Ваш совет заказчикам.

Смотреть опыт, отзывы, встретиться лично, попросить рекомендации – все как обычно.

Выбираете ли Вы заказчиков? Были ли случаи, когда Вы отказывали заказчику? Почему?

Если назвать заказчиками родителей детей, то иногда мы отказываем, но это когда ребенок совсем не приспособлен к нормальному общению и сосуществования с другими.

Что бы Вы порекомендовали почитать (книги, сайты) заказчику до того как заказать игру?

Ничего, мне кажется нет такой литературы, которая может тут помочь.

Какие мероприятия Вы бы порекомендовали посетить? Как разработчикам, так и заказчикам.

В сфере живых ролевых игр проводится очень много конвентов, часть из них действительно интересная. Мы сейчас организуем, например, конвент для мастеров Петербурга, приглашаем туда всех, кто делает игры (любые). Выбрать конвент легко, обычно сайт и группа сразу многое говорят о качестве контента.

В какие игры Вы бы порекомендовали поиграть и для чего (свои и чужие)?

Я бы порекомендовал каждому подростку играть у нас, чтобы быть свободнее, развивать коммуникативные навыки, посвятить время вопросам смысла жизни, личностной, профессиональной ориентации.

Есть ли сферы, где игры не работают? Почему?

Я верю, что таких сфер не существует. Особенно сегодня.

Как вы видите будущее игр? Каковы Ваши прогнозы развития отрасли в целом и «настолок» — в частности?

Я думаю, это будет постоянный стремительный рост. Нынешние поколения воспитываются на играх, вырабатывается привычка играть, поэтому все, что приглашает к игре, вызывает ответную реакцию. Этот процесс уже невозможно остановить.

Были ли у Вас «epic fails»? В чем были их причины? Какие выводы Вы сделали для себя и какие советы могли бы дать начинающим разработчикам?

Конечно, всякое бывало. Но чаще всего вопрос в опыте. Поэтому и совет – искать опытных наставников и просить их помочь.

Где учиться разработке игр?

Играть много самим, читать специальную литературу.

Можно ли, на Ваш взгляд, сделать на этом карьеру? Что нужно делать, чтобы стать крутым разработчиком?

Я сказал бы, что я сделал карьеру в сфере игр. Это, конечно, не только эта сфера, но тем не менее. Нужно, чтобы то, что ты делаешь – нравилось в первую очередь тебе. Это банально, но я верю в это всей душой.

Видите ли Вы сферы, отрасли, с которыми можно было бы объединить разработку игр для синергетического эффекта? Какие вообще дополнительные навыки, опыт и знания необходимые разработчику? Какое базовое образование нужно?

Отраслей для синергии много. Это театр, образование, медицина… Мне, например, помогает мое театральное образование – я понимаю про построение сюжета, организацию событий, про конфликты, которые часто нужны в игре. Ну и вот такое базовое образование, театральное, вполне подойдет для старта.

О чем мечтает заказчик, когда заказывает игру?

В рамках нашей специфики это безопасность, развитие, интерес для ребеннка.

О чем Вас спрашивают заказчики? Что их больше всего интересует в разработке игр?

Что будет происходить, какие действия совершаться, интересно ли это другим, как давно мы это делаем, кто будет работать с детьми, проводить им игру.

Что нужно знать до того как начать проект по разработке игры? Как исполнителю, так и заказчику.

Четкое ТЗ, о чем будет эта игра, максимальное количество подробностей от заказчика сведет на нет неудачу.

Что важно учесть, когда сдаешь игру?

Что удалось протестировать то, что в этом нуждалось. Что люди готовы ее провести.

С какими задачами к Вам обращаются заказчики?

Сделать так, чтобы ребенок больше читал. Чтобы у ребенка появились новые друзья. Чтобы ребенок не скучал. Чтобы ребенок поставил себе цель и понял, как к ней идти.

Какой самый яркий результат получили участники Ваших игр?

На каждой смене есть чем гордиться – можно открывать результаты анкетирования детей и смотреть, какие выводы они сделали. Часто это впечатляет.

О создании какой игры Вы мечтаете?

Компьютерной.

Какой вопрос Вы бы сами себе задали?

В чем граница между игрой и спектаклем?

 

Специально для портала GameConstructor.Ru