Тема работы с заказчиком над каким-либо решением – это всегда системная деятельность, приправленная химией. И внешне кажется, что именно системный подход решает все. Однако все больше и больше при работе с заказом я понимаю, что сотрудничество складывается, если ты просто понравился. Насколько это «просто» и стоит ли отказываться от системы, выясним вместе.
Давайте поиграем? Предположим, что цель игры – решить проблему заказчика своим игровым решением и сделать так, чтобы этот заказ не был последним. При этом уровень вашей энергии и степень отдачи должны соответствовать уровню условно здорового и в меру счастливого человека. Попросту, ваша работа, безусловно направленная на решение непростых задач, не должна убивать вас. Как минимум.
Я поиграю с моим заказом на игру+тренинговые блоки по теме VUCA-мира (#vucaвтемноте) для ВТБ. Вы можете поиграть со своими заказами.
1. Сначала Заказчик сам позвонил узнать, как дела. Я как раз сидела в кафе и рассказала, какой прелестный портрет королевы Елизаветты я вижу на стене. И какая ужасная здесь еда. Что ответил заказчик, я не помню. Но помню, что мне стало тепло и уютно. Разговор закружился вокруг его запросов мгновенно и вдохновенно. Никаких обязательств, никакого предварительного блока вопросов. Одобрение мечтательного состояния со стороны заказчика. И мой полет мысли. Полная иррациональность. Даже больше! Рационал внутри неистовствует! Так нельзя делать, когда работаешь с запросом. Что еще за фокус на себя? Где твои большие уши? Последовательность? Тем не менее, звонок состоялся, и мы вернулись к нему спустя только месяцев 6.
2. Второй звонок. Заказчик, как выяснилось, очень хорошо запомнил, и напомнил все, о чем мечталось. Я с большим удовольствием вспомнила тот разговор, и уже спустя каких-то две минуты мы разговаривали с руководителем подразделения, где я уже в классической форме спросила все вопросы, которые интересовали: от количества участников, их возраста, предпочтений в коммуникации, ролевых моделей, средней продолжительности жизни до «Как вы поймете, что игра прошла хорошо?» «Что для вас…?», «Как сейчас не правильно… и как будет правильно, когда….». Рационально донельзя!
3. Но на последнем блоке мы ехали, но начали скрипеть. Если идти по рациональному принципу, то нужно было задать пару вопросов, не получить ответов, перенести встречу, отмучить и отпустить на свободу после когнитивного подвига все пострадавшие стороны. И тут включилось запланированное иррациональное. Я предложила не отвечать на вопросы «Что должны сказать участники после игры?», а выбрать, что они могли бы сказать. (Есть у меня файлик, в котором я цифрую работу предыдущих групп по многим активностям. Так вот, когда есть такой сведенный в кластеры список суждений, установок, трансформаций, манифестов – то заказчику легче сориентироваться, а что же на самом деле важно, чтобы участники сказали. А мне, как методологу в сто раз легче проанализировать, что я могу сделать, чтобы они сказали именно это). Вот такое спрыгивание с запланированного часа переговоров на сороковой минуте с отсрочкой результата. Иррационально. Не по дзен. Мы задержались еще на 2 недели.
4. Я высылаю сценарий игры, мы кружимся в вальсе договоренностей: документы, даты, лофт, кейтеринг, раздатка, закупка, тестинг, аренда, темы тренинговых блоков должны быть продиагностированы через анкеты мастерства. Рационально. Рутинно. Нервно. Но никак без этого.
5. В день X все проходит чудесно. За кулисами творится полный треш: кейтеринг путает лофты, электричество меняют в ночь перед мероприятием и меняют неправильно. От этого горит вся аппаратура. И за обед привозят арендованную новую. В фазе «темнота» ломается стол и опускается на колени участников. Молча в кромешной темноте меняем стол. Аааа! Потому что мебель тоже в аренду, так как предыдущая за неделю до нашего события сгорела. Ми-ло-та!!! При этом никто из участников даже не подозревает, что что-то идет не так. И даже опоздавший кейтеринг из чувства неловкости персонально готовит кофе со зверушками и вообще, кто с чем пожелает. Все в приятном удивлении. Помню, когда сгорел аккумулятор от камеры, оператор работал в темноте от сети, чтобы получить кадры ночной съемки. Буквально ходил по стенам. От розетки к розетке. Он один был в курсе всего. И вот он говорит: «Почему ты такая спокойная? Это же Апокалипсис!» А я ему: «Оттого что я буду напряжена, я не отменю закон Мерфи на сегодня. У нас еще целых 20 минут, чтобы поменять аппаратуру». И ее меняют за 10 минут до начала второй части мероприятия. Никто ничего не замечает, все в ожидании. Отнесу-ка я это все к иррациональному, если вы не против.
6. Спустя два месяца заказчик перезванивает, рассказывает, как все внедрилось (ого-го как много) и говорит: «Еще!». И мы вновь вальсируем от того разговора, что был в кафе около портрета Елизаветы. На этот раз раскочегарилась на 43 слайда (много, рационально цепляют 5-7. 43 — отталкивают). Иррационально. Но внезапно (а может и нет) дорабатываем в Word на три странички для согласования бюджета. Рационально.
Так. Давайте считать: 4:3. Получилось, что цель далась мне больше в фокусе иррациональных интуитивных и выходящих за рамки привычного и правильного действий.
Насколько это закономерно для меня? Скорее всего именно так. Никогда не продаю свои решения, скорее рассказываю о своем отношении к тому, что делаю. И это своеобразный почерк, знак качества. Мне кажется именно это имеет ключевое значение.
Насколько это правильно? Поступать иррационально. Правильный ли это путь? У каждого есть выбор. И вера. Как бы вы не выбирали, верьте в себя и идите по своему пути.
© Светлана Ризаева