Трансформационные игры сегодня

Это не совсем статья, скорее, некоторые размышления, объединенные общей темой – игровыми методиками. Поскольку как таковой классификации нет или я ее не не знаю, игры (я не рассматриваю здесь игры, созданные для досуга) можно разделить на несколько классов:

1. Геймификация – использование игровых методик для мотивации клиентов или персонала. Чаще всего в процессе в геймификации применяется работа с базовыми эмоциями – азарт, удовольствие, любопытство. Применяются в крупных компаниях для повышения лояльности клиентов или во внутрикорпоративной культуре.

2. Игры на командообразование, посвященные объединению коллективов, усилению «чувство локтя», принятию (без подробностей) личностных особенностей и взаимной поддержке. Цели подобных игр чаще все игровые, «ролевые», далекие от непосредственного влияния на конкретного человека. Применяются в большинстве компаний, как только она (компания) осознает себя не набором отдельных сотрудников, а единым «организмом»

3. Психологические игры посвящены чаще всего адаптации, выявлению личностных особенностей, сценариев. Чаще всего используются как сопровождение терапии или как семейный досуг или досуг в малых группах, объединенных общей целью, гендером или образованием.

4. Обучающие и адаптационные игры посвящены обучению или облегчению получения новых знаний. Например – игры для новых сотрудников, которые только пришли в компанию и в виде игры им передаются знания по общему устройству компании, ее миссии, способам общения с Клиентами или порядку движения внутренней документации.  (Отдельным «высоким классом» обучающих игр являются бизнес-игры и симуляции, «заточенные» под вид деятельности, отрасль или под конкретную компанию или отдел)

5. Трансформационные игры, посвященные работе с личными желаниями, экзистенциальными трудностями, кризисами или отдельными социальными ролями.

Данная классификация очень упрощенная, но в целом, дает достаточное представление об внутри игровых «нишах», существующих сейчас на рынке.  (Дальше я буду писать большей частью о трансформационных играх, хотя, к другим «классам» это тоже может относиться)

Теперь перейдем от «классов» к «видам». (Дизайн трогать не будем —  это вообще – отдельная тема) Итак! Каждая игра отражает мировоззрение своего автора (группы авторов) и «тяготеет» к одному из 3 сложившихся направлений – психология, коучинг или эзотерика (в том числе и религия).  То есть, на одну и ту же тему (например – отношения), может быть 3 игры, одна из которых — про чувства и контакт, вторая – про планирование и выбор, третья – про энергии и миссию.  И здесь очень важна способность ведущего игры иметь навык «перевода» игровых процессов на «язык» участника, если эти «языки» изначально не совпадают. С другой стороны – это отличный способ освоить 3 способа общения с людьми ))

Теперь о ситуации сегодня (здесь, скорее – о личном опыте, чем о фактах).

Трансформационные игры не сформированы как отдельное направление. То есть потребность в них есть, а формы четкого способа донесения — что это такое и чем игры лучше тренингов  — нет.

Можно пройтись по каналам.

1. «Сарафанное радио».
Отличный способ для отдельно взятых игр, но он не дает постоянный понимаемый поток Клиентов. На «сарафанном радио» можно подрабатывать, но постоянную работу из него не сделаешь.

2. Отдел продаж.
То есть – несколько человек, сидящих на телефонах, «холодные звонки», планы продаж, аренда, оборудование. Опять же – предлагать  трансформационные игры через отдел продаж – это все равно, что на свадьбе рекламировать бракоразводных юристов. Я знаю как минимум 2 команды, которые предлагали трансформационные игры таким способом. Обе распустили отделы продаж и уволили всех сотрудников из отдела.

3. Профессиональное сообщество.
Увы, его нет. Нет лидеров направления, которые могли бы наладить постоянные  партнерские отношения с какой-нибудь психологической или коучинговой школой и сделать трансформационные игры легальными. Я неоднократно бывал на конференциях, где психологи общаются с игротехниками как ветераны спорта с художественной самодеятельностью.  Кроме того, для профсообщества нужна общая платформа. И на это сегодня претендуют психология и эзотерика.  А это – абсолютно разные этические кодексы, миссия и способы работы

4. PR и экспертное сообщество.
Я как раз двигаюсь в этом направлении, собрав описание большинства трансформационных игр на сайте sigmagames.eu и странице СИГМА (Современные Игровые Методики) на ФБ. Но одному сайту до PR отдела все равно далеко, а специального портала, объединяющего всех авторов и ведущих игр нет. И PR агентства, с которым можно работать по этой теме, тоже нет.

5. Инфобизнес. Как способ привлечения внимания интересен, как способ продаж игр и обучения – не уверен. Трансформационные игры очень интересная и тонкая вещь, чтобы делать из них продукт массового спроса, доступный каждому потенциальному покупателю.  Некоторые игры (не буду называть), запущенные в прямую продажу коробкой без обучения, спровоцировали рост «лайф-коучей», которые готовы прямо сейчас «помочь любому желающему ответить на любой вопрос Бытия под руководством опытного ведущего». Печаль.

Конечно, я не написал ничего нового. Трансформационные игры очень интересны  и я уверен, что они будут развиваться и, рано или поздно, займут свое достойное место либо как отдельное направление, либо как объединение авторов, создающих уникальные инструменты для психологов, коучей или эзотериков. Появятся свои кафедры, лаборатории, монографии и диссертации. А пока мы просто знакомимся друг с другом, играем, обучаем и переводим наши игры на другие языки. Если у Вас на тему трансформационных игр и их развития есть свои идеи – буду рад знакомству, конструктивным дискуссиям и беседам за игровым столом или бокалом чего-нибудь вкусного ))

С уважением,
Евгений Геллер

Источник