Игроки, которые играют в игры

Эта статья — попытка описать известные типы игроков в настольных ролевых играх, и внести ясность в их общепринятые названия (или объяснить, как я их понимаю). Иногда в описании того или иного отрицательного типа (типа, мешающего игре) даны мои рекомендации, как с ним можно бороться. Но помните, лучший способ борьбы со всеми негативными типами игроков — просто поговорить с ними на чистоту, объяснить им, чего вы хотите и чем вам не нравится их поведение. Не помогло — начинайте действовать против них, лучше всего — ТОЛЬКО их собственными методами.

Самый известный и самый рас пространный термин, которым бичуют всех, кого не лень — «манчкин». Слово произошло от английского «жевун» и как считается, в оригинале обозначает человека, ищущего возможность применить любые правила себе на пользу. Заметьте, именно себе, а не своему персонажу. Персонаж для истинного манчкина не существует — для него существует лишь набор характеристик, правила и ситуация. Во всех ситуациях он действует исходя исключительно из соображений развития характеристик своего персонажа. Как кто-то сказал, «манчкин пытается выиграть в ролевой игре». Если вы ДМ и манчкин вас совсем достал, помните, что на каждого манчкина найдется другойманчкин, но на уровень выше. Дайте ему понять, что его крутость не сделает игру легче и ему останется либо «сбросить обороты», либо пасть в «гонке вооружений» с непобедимым ДМом.

Следующий тип, который часто путают с манчкином — так называемый «пауэргеймер». В отличие от манчкина, пауэргеймер склонен следовать своей роли, однако он любит играть роли мощных персонажей — ему интересно отыграть персонажа, скажем, а-ля Шварцнегера, крутейшего единоборца и так далее, то есть персонажа, обладающего огромным потенциалом, игра обычными персонажами (персонажами со средними характеристиками) может показаться ему скучной. Ничего плохого впауэргеймерах нет, если, конечно, ему не пришлось играть слабым с его точки зрения персонажем. В этом случае он может начать терять интерес, если он у него вообще появится.

На пауэргеймера похож «Хэк-энд-Слэшер» — попросту, «Слэшер» или «Маньяк» — это подтип игрока, предпочитающего бои всему остальному действу. Часто его пытают с манчкинами, но слэшер вполне может действовать в рамках роли. До тех пор, пока его персонаж в рамках игры и роли — он предсказуем, контролируем и грамотный мастер сумеет направить его энергию разрушения в нужное русло.

Есть и те, кому просто интересна ролевая игра сама по себе. Им не важно, какую роль играть — главное — побыть в шкуре своего персонажа. Таких игроков называют «ролевики» или, иногда, «крутые ролевики». Как правило, ролевик склонен к достоверному отыгрышу выбранного персонажа (обычно, сильно отличающегося от личности игрока) и запросто может подействовать не так, как бы подействовал в реальной жизни. Большинство ролевиков несут игре только пользу, хотя бывают и исключения, но редко (см. ниже).

До меня донесся слух о существовании такого подтипа игроков, как «бихолдер». Это некий вариант «ролевика», который играет роль обычного человека, созданного для поиска объявлений с названием — «». Ему неинтересны приключения, действа — он хочет просто жить самой обычной, спокойно жизнью, сидеть у себя дома на кресле и целыми днями смотреть в окно. Возможно, бихолдер ждет, когда же мастер изобретет что-то, что его заинтересует и заставит сдвинуться с места. Но почему-то кажется мне, что ДМ не обязан развлекать игроков. Лучший способ борьбы с такими игрокам — игнорировать их.

Если уж заговорили о реальной жизни, позвольте представить: «Настоящий человек». Это тип игрока, предпочитающий играть самого себя. Этот тип представляет себя, любимого, в игровой реальности и обычно действует так, как подействовал бы сам, или иногда, как того от него ожидают другие. Настоящий человек довольно предсказуем, но иногда этот тип игрока наскучивает и становится неинтересен игрокам и мастеру. Способ борьбы с ним — разговор о том, что же такое ролевая игра. Лучше убеждения я ничего не знаю.

Еще один тип — попытка смешать «настоящего человека» и «ролевика» — «Дивные». Это игроки, которые прочти всегда играют одну и ту-же роль, с которой пытаются себя отождествлять. Их поступки в жизни и игре могут отличаться — дивный играет самого себя таким, каким хотел бы быть. Мое мнение — сий персонаж на много скучнее «настоящего человека».

Подтип «дивного» — «Защитник Зла». Это тип игрока, который всегда играет принципиально «темного» (заметьте, темного а не злого) персонажа. Любимое занятие — «бить белых» и следование всякой попсовой темной атрибутике (там, разливание крови, убийство младенцев и девственниц, поклонение демонам и прочая дрянь, собранная в кучу). Мое мнение — наивный и глупый подтип. Диагноз: в морг. Хотя лечится, но очень долго и тяжело.

Конечно, стоит вспомнить, с чего все начинали. Позвольте представить: «Чайник», или «Ньюбис». Очевидно, что это новичок. Он еще не разбирается ни в правилах, ни в ситуации. Его действия часто могут вызвать смех, хотя положа руку на сердце, все мы когда-то были какими ;-) Относитесь к ним так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам в те времена, когда вы начинали играть. Многиеньюбисы подобны пластилину, из которого компания может вылепить тот, или оной тип игрока — как правило, ньюбис унаследует типичные черты всех ярких игроков в компании, хотя далеко не всегда.

Обычно чайник осваивается и переходит в другую категорию, но бывают и исключения. «Тормоза». Пояснений, в общем, не требует. Тормоза есть везде, не сказать, что они — плохие люди — они простотормоза. Бороться с ними просто невозможно, по крайней мере, мне таким способы неизвестны.

Существуют игроки, которые, подобно манчкинам не играют роль. Цель игры у них — не развить характеристики своего персонажа (как это делают манчкины), а развеселиться и персонаж для них — лишь инструмент. Таких называют «крейзилунеры» (сумасшедшие лунатики) или Тупые приколисты. Им наплевать на персонажа, на ролевую игру — им интересно превратить игру в последовательность дешевых и почти всегда глупых шуток, многие из которых не вписываются в игру. Лучший способ избавиться от крейзилунера для ДМа — убить его персонажа максимально быстро, максимально эффективно и максимально не смешно. Если лунер до смерти достал, сыграйте, опять-же, против него, обращайте все его шутки против него. В идеале игрок поймет, что неправ и исправиться, или же больше не будет беспокоить вас на игре своим присутствием, что то-же неплохо.

Еще один тип игроков, которых стоит упомянуть — так называемые «читеры». Это люди, которые во время игры жульничают. Они пытаются переврать правила, врут о результатах бросков костей и прочая и прочая. Этот тип часто сочетается с другими типами — читером может быть и манчкин и чайник. Лучший способ победить читерство — использовать его против самого читера. Да-да, именно так, если вы ДМ и чувствуете, что игрок жульничает против вас — жульничайте ПРОТИВ него. В борьбе ДМа и игрока, ДМ всегда победит и чем быстрее читер это поймет, тем лучше для него.

Следующий тип игрока — «Тестер». Обычно этот тип присущ ДМам и игрокам со стажем. Этот тип активно ищет дыры в правилах. Как он использует найденные лазейки зависит от каждого конкретного игрока — от внесения рациональных полезных предложений по затыканию этих дыр до использование их в собственных интересах игрока/персонажа. Фактически второй подтип тестера не является читером, так как персонаж не нарушает правил, однако может привести к неприятным последствиям для всей игры. Если вы ДМ и чувствуете, что среди игроков кто-то нащупал подобную дырку и вы не в состоянии ее заткнуть, начните использовать эффект этой дырки против самих игроков. В том-же объеме, в каком они ее применяют. Например, игроки начали мазать все свои стрелы мощным ядом. Выпустите на них врагов с точно такими-же стрелами. Но как бы то нибыло, будет много лучше, если вы успеете заткнуть дырку до того, как в нее ухнет вся игра.

Антипод тестера, не имеющего общепринятого названия я назову «Правильный» (от слова «правила»). Этот тип, к слову, так-же опытный игрок или ДМ, считает, что его святая обязанность — следить за соблюдением правил — он знает их чуть ли не наизусть и практически всегда бурно реагирует, когда может проявить это свое знание. С ним даже бороться не надо — просто поговорите с ним. Даже если не поймет в первый раз, поймет во второй.

Еще один тип, который был неправомерно забыт, хотя является общеизвестным — «пазлсолвер». Это тип игрока, играющий в ролевую игру ради удавольствия в разгадывании задач и решении головоломок. Беда некоторых пазлсолверов в том, что они часто забывают о том, что люди вокруг них собрались не только ради разгадования абстрактных задач, но и ради своих целей, как то, например, ролевая игра.

Вот и все типы, которые мне удалось вспомнить. Напоследок стоит отметить, что часто игрок сочетает в себе несколько типов. Например, часто сочетаются пауэргеймер и слэшер. Манчкины зачастую не брезгуют читерством, а некоторые чайники так и остаются чайниками, так как они просто тормоза (тормознутые чайники). Бывает, что игрок меняет свой тип в зависимости от мастера или окружения. Даже у одного мастера игрок может «эволюционировать», постепенно проходя несколько типов, пока не найдет для себя тот тип, который устраивает и его и мастера.

 

Источник