Интервью с Юрием Исаевым

Расскажите  немного о себе, чем Вы занимаетесь, кроме игр? Или чем занимались до них?

На данный момент целиком и полностью погружен в игры и математические моделирование. До этого успел поработать программистом и научным сотрудником в частном коммерческом исследовательском институте :)

Какова Ваша специализация? Какие игры Вы создаете?

Я бы назвал свою специализацию как “Игровое моделирование социальных и экономических процессов”. По-сути дела создаю игры, которые решают конкретные задачи: оценка по заранее заданным критериям, обучение и изменение поведения, моделирование сложных объектов и процессов с целью лучшего их понимания или поиска неочевидных стратегий. Зачастую это на 40% консалтинг и ТРИЗ, на 60% — непосредственно игры (как инструмент позволяющий создать переживание определенного опыта).

Как давно Вы разрабатываете игры?

Игры вообще — с раннего детства. Как у большинства геймдизайнеров — придумывал для нас с братом игрушки с нецелевым использованием подручных средств (например, игральных карт как кирпичей для строительства), для школьных приятелей. Естественно, успел повозиться с редакторами уровней в разных играх (от Lode Runner до HoMM3), создавая для себя и друзей сюжеты и компании. Деловые игры — c 2012 года.

Как все начиналось? Почему игры?

Начиналось все с того, что обычные игрушки были скучными. Приходилось самому их модифицировать, чтобы добавить интереса :)

А если отвечать на вопрос почему я сейчас занимаюсь играми, то для меня игры — это способ получения более дешевого опыта ошибок. Поясню. Люди учаться только на ошибках. Успех дает лишь подкрепление текущего поведения, но не корректирует его. Однако в реальности ошибки могут очень дорого стоить, а в некоторых случаях быть и вовсе фатальными и нести угрозу как себе, так и другим людям. Нашему мозгу все равно как он получил опыт, в игре или в реальности. Разбил ли он виртуальный самолет на симуляторе или реальный с пассажирами — опыт ошибки примерно тот же. Так почему бы это не использовать?

В какие игры Вы играли в детстве? Что с тех пор изменилось?

Во все подряд :) Настольные, компьютерные, дворовые… С тех пор времени на игры стало меньше, и подход к ним стал более избирательный. Хотя пропускаю через себя огромное количество игр, но большинство из них в режиме быстрого ознакомления для расширения кругозора. А так, чтобы играть в удовольствие, это уже небольшой список игр. В основном это пошаговые стратегии и симуляторы, как настольные так и компьютерные.

Что Вас больше всего увлекает в создании игр?

Возможность создать модель какой-то частички реального мира и лучше понять эту частичку. Создавая игры и играя в них, я очень много нового узнаю про те области, про которые создаю игры, и про поведение людей в этих областях.

Есть ли у Вас любимые темы?

Наверное такой темой можно назвать освоение космоса. Причем не фантастического космоса, с инопланетянами, бластерами и т.п. А более реалистичного, научно-фантастического, когда космос суров и пуст.

Что самое главное в игре? В чем залог ее успеха?

Если это развлекательная игра, то залог успеха в удовольствии, которое получает игрок. Если деловая — то в способности игры решить задачу более эффективно, чем это можно сделать другими способами.

Как неопытному игроку понять, хорошая игра или не очень?

Так же как неопытному зрителю понять хороший фильм или не очень :)

Если нет опыта и сформировавшегося вкуса, то остается уповать на отзывы более опытных и компетентных людей или просто собственные ощущения, чутье.

Вы сами играете в свои игры? Как часто? С какой целью?

Сам свои игры играю редко. В основном на этапе тестирования, который необходим при разработке игры. Мне интересно играть в игру, когда я ее не понимаю, когда в процессе игры я изучаю как эта игра устроена. А про свои игры я все знаю :)

Какой своей игрой Вы больше всего гордитесь?

Чаще всего я своими играми не доволен, поскольку постоянно вижу где еще есть недостатки и что еще можно улучшить :)

Но можно отметить достижения той или иной игры. Например, “Самоцветы” были самой первой игрой, которая принесла реальную пользу и решила задачу оценки продавцов. “Князья и Капуста” была первой, получившей широкую известность и, по-сути, выпустившая меня на этот рынок. “Стокер” — первая игра, которая была выпущена в виде коробки и довольно большим тиражом. “Supply & Demand Chain” — первый и довольно успешный опыт совмещения настольной игры с табличной симуляцией. Ну и так далее :)

Как Вы применяете игры в своей практике/профессии?

На данный момент игры — это моя основная деятельность. Поэтому применяю их так же, как писатель применяет литературу, а музыкант — музыку :)

Поделитесь самым удачным своим кейсом применения игр?

Их набралось очень много. Сложно выделить какой-то один. На данный момент лично мне наиболее интересна история, когда игра была успешно использована для моделирования рынка крупной компании, и, опираясь на опыт, полученный в игре, руководство компании приняло стратегическое решение по дальнейшему курсу развития бизнеса.

В чем, на Ваш взгляд, самое большое достоинство настольных игр, как формата?

Достоинство относительно чего? :) Если сравнивать с компьютерными играми, то настольные не предполагают особо сложных моделей и расчетов. Что заставляет делать модель, лежащую в основе игры, очень простой и наглядной. Еще настольные решения гораздо дешевле по времени, деньгам и усилиям, чем компьютерные.

Самый экстравагантный заказ на разработку?

Игра для 200+ пьяных участников корпоратива, которая бы их чему-то полезному научила :) Не возьмусь за такое.

Сколько в среднем занимает разработка одной игры?

Очень сильно зависит от сложности и формата. Если брать настольный/кабинетный формат, то около месяца.

Сколько раз нужно протестировать игру, чтобы понять, что она работает и отвечает поставленным задачам?

Понимание того, как игра будет решать поставленную задачу, должно формироваться до того, как началась разработка игры. На этапе постановки задачи. Но это если грамотно подходить к разработке.

Если же говорить о реалиях и тестировании, то выставляемые заказчиками сроки зачастую не позволяют провести столько тестов, сколько хотелось бы :)

Сколько обычно требуется итераций по доработке игры?

В два-три раза больше, чем кажется на этапе создания прототипа :)

Есть ли разница между разработкой бизнес-игры для корпоративного заказчика и легкой развивающе-развлекательной игры для детей?

Да, есть, но не капитальная. Разница в распределении фокуса разработчика между опытом, который создает игра, и удовольствием, которое она приносит.

Сколько стоит разработать игру? Есть ли стандартная цена на такие услуги?

Сильно зависит от сложности и формата. Разработка кабинетной/настольной игры может стоит в пределах 300к-600к рублей. Хорошая компьютерная симуляция — это уже разговор о 3-5м рублей.

Как быстро окупаются такие инвестиции?

Как только игра решила поставленную задачу. При условии, что мы не забивали гвозди микроскопом, и в данной ситуации игровое решение действительно было одним из наиболее эффективных.

Как выбрать исполнителя на разработку игр? Ваш совет заказчикам.

  1. Расширяйте игровой кругозор (играйте в разные игры). Это позволит самостоятельно оценивать игры.
  2. Смотрите на чем сфокусирован разработчик во время беседы о предстоящей разработке. Он думает о том как решить вашу задачу? Или и о цвете фишек в его игре?

Выбираете ли Вы заказчиков? Были ли случаи, когда Вы отказывали заказчику? Почему?

Были случаи, когда приходилось отказываться от разработки игры, поскольку никакой игрой невозможно было решить поставленную заказчиком задачу. Просто честно сообщалось, что использование игры для разрешения данной ситуации равносильно лечению покойника горчичниками.

Игра — это лишь возможность воздействовать на опыт участников. Она не в силе изменить реальность или установленные в компании бизнес-процессы.

Недалеким решением является и попытка обмануть игроков, убеждая их с помощью игры использовать в игре какую-то стратегию, которая в реальности не приносит им выгоды.

Что бы Вы порекомендовали почитать (книги, сайты) заказчику до того как заказать игру?

Поиграть в игры :) Смысл читать про музыку, прежде чем идти на концерт?

Какие мероприятия Вы бы порекомендовали посетить? Как разработчикам, так и заказчикам.

Что-то конкретное не посоветую. Но в целом различные игротеки могут быть полезны :)

В какие игры Вы бы порекомендовали поиграть и для чего (свои и чужие)?

Список может получиться ну очень большим :) Для начала можно во что-то более сложное и качественное, чем Монополия или Мафия. Сейчас много настольных игр и сайтов, подробно анализирующих их. Про компьютерные игры этого добра еще больше :)

Есть ли сферы, где игры не работают? Почему?

Есть задачи, которые игры не решают. И их много. По-сути это все задачи, в которых нам нужно нечто большее, чем просто взаимодействие с опытом игрока.

Как вы видите будущее игр? Каковы Ваши прогнозы развития отрасли в целом и «настолок» — в частности?

Мы говорим про деловые игры или развлекательные? :) Если про развлекательные и для России, то можно посмотреть что сейчас происходит с играми в Германии и примерно понять какое будущее их ждет в ближайшие 5-6 лет :) Если про деловые, то тут темпы развития гораздо более медленные. И сильно зависит от компетентности участников рынка. Подорвать доверие к инструменту некачественной продукцией довольно просто.

Были ли у Вас «epic fails»? В чем были их причины? Какие выводы Вы сделали для себя и какие советы могли бы дать начинающим разработчикам?

Конечно были, и неоднократно :) Выводы:

  1. Закон Мерфи, увы, работает
  2. Тестов никогда не бывает слишком много
  3. Всегда задавайтесь вопросом “А что я буду делать если …?”

Где учиться разработке игр?

На данный момент обучение геймдизайну везде слабое. Причина проста — нет методологии, нет технологий. Сейчас геймдизайн, это искусство, которое осваивается методом многократных проб и ошибок.

ВШЭ, АСИ, Scream School и другие организации предлагают свои варианты курсов геймдизайна, но все это пока — поиски ответа “как этому научить?”, нежели отработанная технология.

Мы с командой из компании GET Global, больше из внутренней необходимости расширять штат разработчиков, запустили свою школу геймдизайна, заточенную под разработку деловых игр под конкретные задачи. Но это тоже пока пилотная история. Что-то получается, что-то нет.

Можно ли, на Ваш взгляд, сделать на этом карьеру? Что нужно делать, чтобы стать крутым разработчиком?

Однозначно можно. Как минимум нужны три вещи:

  1. Игровой кругозор
  2. Технический склад ума
  3. Любовь к играм

Ну а дальше много опыта, много проб и ошибок :)

Видите ли Вы сферы, отрасли, с которыми можно было бы объединить разработку игр для синергитического эффекта? Какие вообще дополнительные навыки, опыт и знания необходимые разработчику? Какое базовое образование нужно?

Объединить? Образование, исследования. Собственно “Игра — это высшая форма исследования” (с) Альберт Эйнштейн. А кругозор хорошему разработчику нужен огромный: психология, антропология, архитектура, дизайн, математика, графика, инженерия… чем он шире, тем качественнее будут игры. Но в основе всего — математика, и, как следствие, техническое образование.

О чем мечтает заказчик, когда заказывает игру?

О волшебной палочке за небольшие деньги :)

О чем Вас спрашивают заказчики? Что их больше всего интересует в разработке игр?

Чаще всего заказчик хочет знать как будет выглядеть игра и сколько она будет стоить еще до того, как будет выработана хотя бы гипотеза игрового решения :) Это частая проблема, когда для офера/договора нужно в деталях описать то, чего еще и в чертежах нет :)

Что нужно знать до того как начать проект по разработке игры? Как исполнителю, так и заказчику.

Что лучше всего игра получится тогда, когда заказчик будет в команде разработки :) Одни из лучших проектов получались, когда мы бок-о-бок работали с заказчиками над созданием игры для них.

Что важно учесть, когда сдаешь игру?

Грамотная постановка задачи на разработку это 50% успеха разработки. Тестирование и балансировка — это 80% времени разработки. А это куда более скучное и нудное занятие, чем придумывать идеи для игры. Чем раньше начнете делать прототип, тем лучше. В идеале — как только появились первые идеи :)

С какими задачами к Вам обращаются заказчики?

Если сгруппировать, то:

  1. оценить с помощью игры компетенции сотрудников или климат в коллективе
  2. научить чему-то сотрудников или изменить их поведение
  3. создать игру, которая поможет лучше понять ситуацию или процесс
  4. создать просто что-то прикольное, чтобы сказали “Вау!” :)

Какой самый яркий результат получили участники Ваших игр?

Приятно, когда спустя несколько недель, а то и месяцев приезжаешь в компанию, и случайно слышишь как на кухне люди в беседе о рабочих вопросах апеллируют к опыту, полученному в игре. Один из ярких результатов для меня был, когда участник, спустя 3 года после игры рассказал мне какие решения он принимал, опираясь на полученный в игре опыт, и как и где ему это помогло. Опыт игры “работает” на пользу этого человека уже 3 года. По-моему это круто :)

О создании какой игры Вы мечтаете?

Не только мечтаю, но и потихоньку разрабатываю :) Это полноценный симулятор руководителя, в котором модель всех подчиненных, коллег и начальства прописаны настолько детально, что их поведение сильно коррелирует с поведением реальных людей.

А в целом мечтаю создать как можно больше игр, которые позволят снизить количество ситуаций, в которых из-за ошибок одних людей, страдают другие, к этой ошибке не причастные.

Какой вопрос Вы бы сами себе задали?

Есть ли способ передать мой опыт другому человеку по какой-либо образовательной методике, более быстрой и эффективной, чем обучение в режиме “мастер — подмастерье”? В последнее время часто задаю себе этот вопрос. Но ответа пока не нашел :)

Специально для портала GameConstructor.Ru