Интервью с Натальей Хлопониной

Расскажите немного о себе, чем Вы занимаетесь, кроме игр? Или чем занимались до них? 

Я психолог по профессии. По жизни – человек, которому нравится жить и развиваться через жизнь и игру. Трансформационная игра, в этом смысле, отличный тренажёр. В опыте – 15 лет преподавания в университете и защита кандидатской диссертации по социальной психологии. Опыт психологического консультирования и проведения тренингов личностного роста. На сейчас, в профессии, я занимаюсь только психологическими трансформационными играми – создаю игровые методики, обучаю ведущих игр, работаю в супервизии и методподдержке ведущих и обучающих тренеров психологических трансформационных игр, провожу индивидуальные и групповые игры в открытом формате. Развиваю свои авторские игровые проекты – Корпорация Игр «Жираff» и Институт Игропрактики.

Какова Ваша специализация? Какие игры Вы создаете?

Моя специализация в психологии – социальная психология; психологическая коррекция; преподавание психологических дисциплин. Я разрабатываю психологические игровые методики, с которыми ведущие могут работать в рамках психологического консультирования, психотерапии, социально-психологического тренинга, бизнес-тренинга, обучающих семинаров специалистов. Общий вектор игровых инструментов – личностный рост. Если расширить, то это личная уникальность, личная эффективность, личностная зрелость, качество жизни, удовлетворенность жизнью и просто счастье. По результатам участия в психологической трансформационной игре человек должен приблизиться к этому хотя бы на 1 шаг.

Как давно Вы разрабатываете игры?

Настольные трансформационные психологические игры я  создаю с мая 2013 года, уже больше 4 лет.

Как все начиналось? Почему игры?

До 2013 года проводила много авторских тренингов личностного роста, в том числе и с элементами видеотренинга. Устала каждый раз придумывать новые тренинговые «оболочки». Захотелось создать инструмент, с которым я могу работать на постоянной основе, не выдумывая каждый раз велосипед. Хотелось расти «внутри» инструмента, совершенствоваться профессионально, и сам инструмент развивать в глубину. И еще хотелось создать такой инструмент, чтобы клиенты хотели вновь и вновь к нему возвращаться. Возвращаться по трём причинам: интересно, каждый раз непредсказуемо и по-новому, есть результат в жизни. Увидела модели двух настольных игр – экономической и коучинговой. Поучаствовала, прочувствовала результат, увидела потенциал игровой методики. И захотела создать свой авторский психологический инструмент. А потом родилась идея первой игры. Инсайт, 3-4 часа потока идей с фиксацией в рабочем блокноте – и готово. И первая же игра через один день после разработки методики. Это была «Империя Магов». После первой проведенной игры я впечатлилась возможностями игрового инструмента. Впечатляюсь и до сих пор. Колодец, в котором не видно дна, а вода по-прежнему освежающая и вкусная. И, в профессиональном смысле, я занимаюсь играми по тем же причинам, что и клиенты приходят в игру: мне интересно, каждая проводимая игра – непредсказуема, каждая игра становится профессиональным вызовом; неизменный результат клиента как показатель качества моей работы. Поэтому, на сейчас, в моей психологической практике —  только игры. Потому что, в моих профессиональных руках, игра отлично работает. С каждым годом всё лучше.

В какие игры Вы играли в детстве? Что с тех пор изменилось?

Играла в очень разные игры. Было много и подвижных, активных, толпой, и наедине с собою. Но больше всего любила игры карточные, азартные. Особенно когда играли всей семьей. Играла всегда интуитивно. И обычно выигрывала, обыгрывая взрослых. Что изменилась с тех пор? Я изменилась. И игры в моей жизни разделились на две группы – профессиональные инструменты и просто игры для удовольствия, в компании друзей.

Что Вас больше всего увлекает в создании игр?

Мне нравится «ловить» внутри себя идею и выводить её до уровня готовой транслируемой психологической методики. Мне нравится сама «материализация идеи». Мне нравится, от начала и до конца, проходить этот путь. Разрабатывать концепцию игры, придумывать название, выстраивать механику игры, продумывать психологическую методику, формировать игровой пакет, придумывать маркетинг инструмента, вести первые игры, совершенствовать уже рабочую методику, передавать инструмент ведущим и анализировать, как он работает в других профессиональных руках. На всех этих этапах есть я. И целостность этого процесса для меня очень интересна. И это то, в чем я с удовольствием расту. По сути, на сейчас, я скорее методист игры. Мне нравится видеть потенциал игрового инструмента. Я могу взять любую игру и увидеть, как сделать её более эффективной под решение тех или иных задач развития. В своих авторских играх я перфекционист. Мне нравится шлифовать методику. Дальше уже дело за профессиональным ведущим.

Есть ли у Вас любимые темы?

Для меня любимые темы те, что актуальны для меня лично, на сейчас. В психологическом смысле, это все темы, связанные с личностным развитием участника, при условии его активной игровой и жизненной позиции. Взаимоотношения с людьми и миром, образ себя, свои цели, желания, притязания; жизненные стратегии и удовлетворенность жизнью. Внутренняя реальность человека, его субличности, его роли, его система ценностей, его внутренние конфликты и желания. Ресурсность прошлого опыта и его связь с настоящим и будущим. Взаимодействие с социальными системами (семья особенно). Все темы с пометкой «психология». Не коучинг, не эзотерика, не бизнес, ни что-то ещё. Я психолог. И я умею работать с клиентом на своей, психологической территории. А конкретные темы, по-большому счету, не имеют значения. Темы – это лишь декорации жизни. Важен сам человек, со своей уникальностью, своими способами восприятия себя и мира, со своими стратегиями принятия решений. Поэтому, можно сказать, что моя большая любимая тема – внутренний мир человека, его психическая реальность. И как эта психическая реальность отражается в жизни человека. Все мои игры – об этом. А уже сами игры можно разделить на тематические и универсальные. Но это разделение формально. Человек – целостная система. Часто бывает, что участник входит с одной темой запроса, а в процессе игры осознаёт, что дело совсем в другом. И тематика игры совершенно не мешает.

Что самое главное в игре? В чем залог ее успеха?

Почти 2 года назад я записывала видео на эту тему. У меня была потребность говорить об этом так, чтобы услышали. Потому что пошёл вал того, что стали называть игрой. Очень хотелось отпозиционироваться и одновременно самой определиться. Эти видеозаписи есть на сайте Корпорации Игр «Жираff». Если совсем коротко, то когда речь идёт о психологической трансформационной игре, то залог успешного проведения игры – в триаде «ведущий игры – качество игровой методики – участник игры». От каждого элемента, практически в равной степени, зависит, каков будет результат проведённой игры. Если же говорить об успехе игровой методики, то здесь много составляющих: от профессиональных до маркетинговых. И опять же, что считать критерием успеха? Результаты участников? Количество ведущих, взявших инструмент в работу? География распространения игры? Узнаваемость названия игры и элементов дизайна? Стоимость обучения ведению игры? Потенциал решения клиентских задач? Понятность и транслируемость методики? По каждому из критериев стоит говорить отдельно. Для меня лично критерий номер один – потенциал решения клиентских задач в психологической практике.

Как неопытному игроку понять, хорошая игра или не очень?

Никак. Игрок вообще не может и как бы не должен оценивать качество игры. Его дело – оценивать качество своего опыта проживания игры. И он вправе оценить качество работы ведущего. То, что делал ведущий, помогало игроку исследовать себя и свой запрос или мешало? Было полезно? Безопасно? Интересно? И т.д. Есть ли результат от участия в данной игре? Инициировало ли участие в игре изменения в жизни? Полезным ли оказался опыт участия в психологической игре, с точки зрения актуальных личностных изменений и изменения жизненной ситуации? Но если вспомнить о «триаде игры», то качество проживания игры делает и игрок тоже. Насколько игрок активен, какова мотивация участия в игре, каков опыт работы с собою и своим запросом? Сильный, мотивированный игрок выйдет с результатом из любой трансформационной игры. Оценка же качества инструмента – это экспертная профессиональная оценка. И это вообще не про игрока.

Вы сами играете в свои игры? Как часто? С какой целью?

Да, играю. Участвую в играх с опытными, сильными ведущими. Для меня в выборе ведущего психологической трансформационной игры важны профессионализм и экологичность работы. Сопровождать, не мешать. Играю не чаще 1 раза в месяц. Объем работы в игре требует последующей работы, осознания в жизни. На это требуется время. Есть игры, в которые я могу играть и сама, то есть использую как инструмент самопомощи и самоисследования (например, «Семейные Сценарии» и «пРОСТоТАРО»). Цель – исследование, прояснение актуального вопроса, анализ состояний, стратегий, поиск оптимальных решений, расширение картины восприятия ситуации и т.д. Инструмент психологический – цели участия в игре психологические.

Какой своей игрой Вы больше всего гордитесь?

Психологическая трансформационная игра-тренинг «Империя Магов». Это моя первая авторская игра. На сейчас игре почти 4 года. В игре больше двухсот ведущих в разных странах (для меня это о потенциале работы методики в кросскультурных условиях). Методика игры продолжает развиваться. На сейчас разработаны три методики тематической игры. Я продолжаю создавать и вводить дополнения методики. И у опытных участников игры, которые участвовали в игре более 5-10 раз, есть прекрасная возможность исследовать себя и свой запрос ещё глубже и тоньше, с неизменным результатом в жизни. Мне по-прежнему интересно вести эту игру и участвовать в этой игре. Это активный формат игры, в которой могут участвовать от 4 до 24-36 участников. Я думаю, даже я, на сейчас, ещё не вижу всего потенциала этой психологической методики. И при этом эта игра уникальна по своей механике. На сейчас есть попытки что-то скопировать из механики и методики этой игры. Но «Империя…» хороша и сильна такой, как она есть. И с этим инструментом успешно работают и психологи, и психотерапевты, и коучи, и бизнес-тренера. Я не видела другого психологического инструмента с подобным потенциалом. Поэтому я действительно горжусь этой игрой, продолжаю влюбляться в этот инструмент и продолжаю расти вместе с ним.

Как Вы применяете игры в своей практике/профессии?

Уже ответила выше. Я психолог. Для меня настольная психологическая трансформационная игра – это инструмент психологической практики, психологической помощи. Через формат игры я работаю со своими клиентами и их клиентскими запросами. Вернее, создаю условия, при которых в игре клиенты успешно работают со своими психологическими запросами.

Поделитесь самым удачным своим кейсом применения игр?

Я не собираю кейсы «удачного применения игры». Для психолога результат работы – это результат и степень удовлетворенности клиента. В какой-то степени, результаты психологической работы состоят даже в том, что клиент не возвращается к психологу. Потому что увидел возможности и ресурсы самостоятельного решения проблемы в жизни. У меня есть игры, в которые игрок играет с «закрытым» запросом. И даже ведущий не знает, что именно исследует клиент, с чем работает. Моё дело – игровые процессы и создать условия. Лично я качество своей работы определяю по нескольким маркерам: 1. Обратная связь участников игр спустя месяцы после игры. И это уже не впечатления в стиле «нравится/не нравится», а обратная связь по результатам в жизни. 2. Моя собственная методическая оценка качества игрового процесса и качества результата (качество игровой динамики, активность участников, качество инсайтов, качество включенности в игровые ситуации, ресурсность состояния участников после игры, ресурсность состояния ведущего после игры и т.д.). 3. Готовность участников, спустя время, работать в этой игре (или со мною, в другой игре) по другому запросу. Для меня это показатель того, что у игрока получается работать с помощью этого инструмента, при моём сопровождении. 4. Вовлекающий маркетинг игры и меня как ведущего игры. Когда у участников есть ресурсные впечатления и результат, участники рекомендуют. И группы на игры набираются без усилий. И сам инструмент берут в работу другие специалисты.

В чем, на Ваш взгляд, самое большое достоинство настольных игр, как формата?

Если говорить именно о психологической трансформационной игре, то её преимущество — в целостности методики, эффективности в работе с разными клиентскими запросами; привлекательность и «легкость» для клиента. Сам игровой формат помогает вовлечь клиента в процесс самоисследования, снизить контроль защитных механизмов психики, выйти за пределы стереотипов восприятия и привычных действий. Игра для взрослого – это выход за рамки. Это потенциал, которого он не замечает в жизни. Это безопасный тренажёр. Это полезный отдых. И это комфортное, безопасное пространство за игровым столом. Само пространство игрового стола, персональные места за столом, создают как бы безопасные «капсулы» для клиентов. Клиент как бы даже физически защищён: между ним и ведущим и другими игроками – пространство стола. А на игровом поле – не он сам, а его фишка-заместитель. Клиент проявляется ровно на столько, насколько он готов. И клиент в любой момент может уйти в fun и сказать себе: «Это же всего лишь игра!». Интересно, легко, безопасно, результативно.

Самый экстравагантный заказ на разработку?

Я не разрабатываю игры под заказ.

Сколько в среднем занимает разработка одной игры?

Очень по-разному. Если речь идёт о том, чтобы выстроить механику и прописать методику, это может занять и 8-10 часов, и несколько дней, и несколько недель. Я не работаю по срокам, не устраиваю для себя дедлайн, не создаю игры под событие (например, под участие в фестивале). Есть игры, которые я разработала 2 года назад. Они лежат в эскизах и файлах. Возникла идея, был интерес методически выстроить. Но, на сейчас, работать дальше с этим инструментом я не готова. Не пришло время. Удовлетворила первичный интерес и потому дальше не хочу. Что угодно.  Для меня создание игры — это, прежде всего, творческий процесс. И тема игры, её ключевая идея, должны быть интересны, прежде всего, мне – и профессионально, и личностно. Иногда я просто жду того самого дизайнера, с которым я буду готова сотрудничать по конкретной игре. Иногда интуитивно чувствую, что не готова, в маркетинговом смысле, работать с этой игрой сейчас. Иногда я просто увлечена чем-то другим. Поэтому с каждой игрой это очень по-разному. Идея+механика+методика – обычно очень быстро. Несколько часов творческо-методического запоя))) «Выход в работу» — уже по профессиональному запросу и вдохновению.

Сколько раз нужно протестировать игру, чтобы понять, что она работает и отвечает поставленным задачам?

Лично мне обычно достаточно провести 3-5 открытых групповых игр с разными участниками (15-40 участников). После этого я беру паузу, окончательно дорабатываю механику и методику, оформляю методические материалы игры, окончательно определяюсь с содержанием игрового пакета. Это если речь идёт о большой полноформатной психологической трансформационной игре, на 3-5 часов. Если механика простая, то достаточно 2-3 игр с малым количеством участников. С опытом всё это моделируется всё быстрее и проще. Ты практически сразу видишь в объёме, как это работает.

Сколько обычно требуется итераций по доработке игры?

Вопрос не в количестве. Как правило, когда я запускаю промоигры новой игры, я уже процентов на 90-95 понимаю, что это и как это работает. Я в одном лице и заказчик, и разработчик. Поэтому большинство вопросов решается в моей же голове еще до первой промоигры. Это что касается доработки методики. Но есть еще процесс развития и совершенствования инструмента. Даже спустя 1-2-3 года, я могу совершенствовать психологическую методику. Я и сама веду свои игры. И по мере работы с инструментом, я вижу его потенциал развития. И для меня это уже скорее творческий процесс, чем процесс «докрутки».

Есть ли разница между разработкой бизнес-игры для корпоративного заказчика и легкой развивающе-развлекательной игры для детей?

Я не разрабатываю бизнес-игры и не работаю с корпоративными клиентами. На сейчас неинтересно.

Как быстро окупаются такие инвестиции?

Могу говорить лишь об игре как о психологическом инструменте. Активно практикующий психолог получает возврат инвестиций после 1-3 проведенных игр. Дальше – только удовольствие от работы и прибыль. Неактивный… Здесь как в поговорке про плохого танцора.

В какие игры Вы бы порекомендовали поиграть и для чего (свои и чужие)?

Я уверена в своих авторских инструментах и могу рекомендовать только их. Но рекомендовать как профессиональные инструменты в работу специалисту. Что касается участия в игре, то здесь должна быть рекомендация скорее ведущего, а не игры. Потому что работает ведущий, а не игра. Ведущий сопровождает участника к результату. Если ко мне всё же обращаются с вопросом порекомендовать игру для личного участия, я задаю потенциальному участнику вопросы, чтобы прояснить, зачем он хочет участвовать в игре и какова тематика его запроса, каковы ожидания. А уже исходя из качества и темы запроса, я рекомендую инструмент и ведущего. В 70% случае я не рекомендую игру, а рекомендую психолога-консультанта или психотерапевта. Потому что часто у клиента есть иллюзия, что игра его «полечит». Такая себе детская магичность мышления и перенос ответственности. И только в 30% случаев МЫ, мы вместе, я и клиент, выбираем игру. Из тех, о которых участник уже что-то узнал, и в отношении которых у него уже есть интерес. А дальше клиент сам выбирает для себя ведущего. Я могу лишь рассказать (если знаю) о специализации ведущего и стиле ведения игры. Выбор ведущего игры, как и выбор любого другого помогающего специалиста, — это сфера ответственности клиента.

Есть ли сферы, где игры не работают? Почему?

Я могу говорить только о сфере психологической практики. Потому что это территория моей профессиональной компетентности и ответственности. О других профессиональных сферах говорить не буду, потому что меня там нет. Но сама постановка вопроса у меня вызывает сопротивление. Потому что игры не работают. Работает специалист, использующий игру, как инструмент. Для решения определенных профессиональных задач. И результата не будет, если специалист под вопросом. Если специалист не понимает, что и зачем он делает. То есть противопоказание одно единственное – непрофессионализм ведущего. И игра не работает, если не умеет работать ведущий. Что касается противопоказаний для клиента, то здесь есть несколько моментов. Игра – не инструмент скорой помощи. Если больно и тяжело, надо идти в терапию, и работать с психотерапевтом. То есть острые клиенты – не в игру. Пограничным клиентам (пограничные состояния психики) тоже в игру идти не стоит. Клиенты с нарушениями интеллекта не смогут работать через игру, потому что не потянут работу с психологической метафорой. Клиенты с проблемами рефлексии тоже не получат своего результата. Ну и психологические типажи, рассчитывающие на родительское сопровождение и тотальный перенос ответственности, тоже нежеланные клиенты в трансформационной игре. Для меня уж точно. Да и им со мною не понравится)))

Как вы видите будущее игр? Каковы Ваши прогнозы развития отрасли в целом и «настолок» — в частности?

Я могу говорить только о развитии своих авторских инструментов и выбирать перспективы развития для себя. Я не отождествляю себя с отраслью. Я занимаюсь тем, что мне интересно и что даёт профессиональный результат. Качественные профессиональные инструменты всегда будут востребованы. Можно лишь экспериментировать с маркетингом. Это тоже очень творческий процесс – маркетинг психологической трансформационной игры.

Были ли у Вас «epic fails»? В чем были их причины? Какие выводы Вы сделали для себя и какие советы могли бы дать начинающим разработчикам?

Не было ничего такого, что я бы могла назвать провалом. Нормальный процесс с разными результатами. Совет: как и в жизни, быть готовым ко всему. И если и заниматься чем-то, то делать это профессионально.

Где учиться разработке игр?

Я не училась разработке игр. У меня интуитивный тип творчества в отношении создания игровых методик. Более того, к самой идеи обучения разработке игры я отношусь осторожно, особенно когда речь идёт о психологической трансформационной игре. Научить создавать форму (конструировать) – не проблема. Вопрос в другом. Насколько профессионально наполнен специалист, автор игры, чтобы наполнить профессиональным содержанием игру? Механика игры и дизайн игрового пакета психологической трансформационной игры – дело третьестепенное. Игра – это, прежде всего, качество психологической методики. Потому что именно методика выстраивает, как именно и зачем мы работаем с клиентом в каждой точке игры. И тогда научить разрабатывать психологические игры – это, прежде всего, научить человека быть эффективным психологом-практиком. А потом просто показать специалисту варианты игровых механик. Если специалист – сильный методист и опытный практик, то всё пойдёт легко.

Можно ли, на Ваш взгляд, сделать на этом карьеру? Что нужно делать, чтобы стать крутым разработчиком?

Карьеру можно сделать на чем угодно. Выражение «крутой разработчик» вызывает ироничную улыбку. Это вообще не моя точка сборки. Мне интересно создавать качественные инструменты. Если это про крутость, то ок. Тогда учиться и практиковать. Практиковать и учиться. И любить то, что делаешь. Банально, да) Но у меня отлично работает.

Видите ли Вы сферы, отрасли, с которыми можно было бы объединить разработку игр для синергитического эффекта? Какие вообще дополнительные навыки, опыт и знания необходимые разработчику? Какое базовое образование нужно?

Зачем? Может, стоит сфокусироваться на том, чтобы в своей профессиональной сфере научиться делать это качественно? Могу говорить о психологической практике. Когда человек, не имеющий психологического образования и опыта психологической практики, пытается «подгребать» под себя психологическую сферу игр или хотя бы работу с психологическими запросами, то для профессионалов это выглядит смешно, а для клиентов, с точки зрения их результатов и состояний, — грустно и даже печально. Ну да ладно, есть хорошие психотерапевты. Другое дело, что это девальвирует инструмент. Поэтому я за то, чтобы каждый, в своей сфере, на своём месте, качественно делал своё дело. Синергия ради синергии?))) Ну не знаю. Для психологических трансформационных игр я этого не вижу.

О чем мечтает заказчик, когда заказывает игру?

Смешной вопрос)))) «Мечтает» и «заказывает игру». Мечта – это как-то не про контрактирование и переговоры. Пусть лучше мечтает об отпуске или еще о чем.

Какой самый яркий результат получили участники Ваших игр?

Не знаю. Это их результаты. Я всегда, по окончании игры, благодарю участников за игру и желаю им реализации результатов игры в жизни. Дальше уже – не моя территория. Это территория жизни клиента. Клиенты, особенно спустя время, делятся тем, как всё развернулось в жизни. Но я обычно не запоминаю фактов и событий. Для меня результат участия в психологической трансформационной игре, не в событиях и достижениях. Качество жизни. Удовлетворенность жизнью. Ощущение свободы. Ощущение счастья.

Для меня ценный результат, когда клиент – участник игры или ведущий моих авторских игр, говорит о том, что встреча с игрой изменила его жизнь. И вот теперь многое по-другому. И человек счастлив и благодарен тому, что однажды это случилось. Вот это СОСТОЯНИЕ – ценность. Новое, вдохновляющее КАЧЕСТВО ЖИЗНИ – ценность. Можно ли это назвать результатом участия в игре? Думаю, нет. Это результат того, как человек, получив результаты в игре, смог применить их в жизни. Виват человеку! Ведущий тоже молодец, сделал своё профессиональное дело. А игру просто хорошо, добротно разработал автор. Каждый внёс свою часть. «Триада силы игры».

О создании какой игры Вы мечтаете?

Я не мечтаю о создании игр. Если у меня есть интерес, отклик и профессиональная потребность, я беру и создаю.

Какой вопрос Вы бы сами себе задали?

Зачем?))) Это и ответ на этот вопрос. И мой любимый вопрос, и в игре и в жизни.

Спасибо за вопросы. Вначале испугало их количество и объем. Потом, уже в процессе, стало интересно. Всё как в игре)

Специально для портала GameConstructor.Ru