Интервью с Марией Лукиной

Расскажите немного о себе, чем Вы занимаетесь, кроме игр? Или чем занимались до них?

Я являюсь одним из собственников и генеральным директором консалтинговой компании, которая сопровождает бизнес в вопросах обучения, развития и оценки персонала.

В компании есть собственное методическое объединение, разрабатывающее программы обучения под запрос. Одним из направлений разработки являются деловые игры и настольные бизнес-симуляции.

Что касается лично меня, то у меня педагогическое образование, специальность бизнес-тренера и коуча. А также более 15 лет профессионального опыта работы в области обучения и развития людей — сначала в системе образования, затем в системе корпоративного обучения. На сегодняшний день я бизнес-консультант и автор регистрированных методик.

Какова Ваша специализация? Какие игры Вы создаете?

Моя специализация — управленческий коучинг, коучинг команд, оценка управленческих компетенций, развитие HiPo-резерва компаний. В основе игр, которые мы создаем, так или иначе, заложена идея управления изменениями как личностными, так и организационными.

Как давно Вы разрабатываете игры?

Разработка игр — неотъемлемая часть моей профессиональной деятельности, так что могу сказать, что занимаюсь разработкой с момента ее начала. А если говорить о выпуске первого игрового продукта на рынок, то это 2015 год.

Как все начиналось? Почему игры?

Первые продукты появились в результате осознания, что формат классического тренинга себя изживает и необходимы более эффективные формы, форматы, инструменты в работе. Так что мы стали исследовать новые варианты и комбинации, с помощью которых , в первую очередь, мы сами смогли бы лучше решать свои задачи.

В итоге мы «изобрели велосипед»)) «Велосипедом»  стали игры и игровые формы обучения. Думаю, нет нужды объяснять, какой потенциал хранится в «игре», как способе обучения и развития. Просто сошлюсь на очень уважаемого мной Л. С. Выготского.

В какие игры Вы играли в детстве? Что с тех пор изменилось?

В детстве я играла в шахматы, настольные и компьютерные игры. А еще в игры, которые придумывала сама и о которых мы до сих пор вспоминаем, когда встречаемся с друзьями. Игры — наши самые веселые, яркие и позитивные воспоминания, которые до сих пор нас объединяют. Кстати, да. Игры способны объединять людей и оставлять яркие воспоминания. В этом их огромная ценность и эффект. Что изменилось с тех пор? — Теперь я просто вижу в игре еще больше. Я знаю — как, для чего и из чего она создается. Я знаю — для кого и зачем.

 

Что Вас больше всего увлекает в создании игр?

Для меня самое увлекательное в создании игры — это исследование контекста, в который будет встроена игра. Это понимание, какие изменения она создаст. Как только этот этап пройден, остальные части пазла собираются сами.

Есть ли у Вас любимые темы?

Мне очень близка тема выбора и принятия решений. А с моей точки зрения, эта тема очень перекликается с темой человеческого потенциала. Мне также интересны, как темы для более глубокого исследования, такие компетенции, как «способность к обучению» и «гибкость/адаптивность».

Что самое главное в игре? В чем залог ее успеха?

Самое главное в игре — это ее результат. Анализ результата мы проводим по трем позициям: участники, заказчик, разработчики. Когда все три позиции совпадают в оценке результата — это залог успеха.

Как неопытному игроку понять, хорошая игра или не очень? 

Если неопытный игрок в процессе или постпроцессе игры осознал полученный в игре опыт, то такой осознанный опыт — это качественно новое приобретение, это — плюс. Если вовлеченность игрока была высокой — это плюс. Если игра оставила повод для размышлений или задала новый вектор движения — это тоже плюс.

Вы сами играете в свои игры? Как часто? С какой целью?

Играю. На самом деле, игра — это некая метафорическая реальность, созданная разработчиком. Но когда в эту «заданную реальность» включаются другие люди, они способны полностью изменить ее. Они создают свой контекст, свою реальность. И каждый раз у меня возникает вопрос: кем становлюсь я в этом меняющемся контексте? Что нового, другого я могу? Вот получить ответы на эти вопросы и есть моя цель.

Какой своей игрой Вы больше всего гордитесь?

Бизнес-симуляция «Совет Директоров». Это результат двух лет включенной качественной работы и полученные высокие оценки профессионалов.

Как Вы применяете игры в своей практике/профессии?

Мы встраиваем игры в учебные программы, применяем их как инструмент для выявления потребности в обучении и развитии, диагностики скрытых командных процессов, а также в оценке компетенций.

 

Поделитесь самым удачным своим кейсом применения игр?

Входящим запросом от руководителя компании было получение объективной информации от внешнего независимого источника (консалтинговой компании) о происходящих внутри команды процессах. Руководитель компании описал ситуацию следующим образом: «В компании ряд преобразований. В управленческом составе частичная замена. Я получаю противоречивую информацию от руководителей линейных подразделений. Хочу получить обратную связь от внешнего источника.»

Для нас это была вся входящая информация. Нам предстояло собрать ее самостоятельно и разработать заключение по итогам, чтобы руководитель мог использовать полученную нами информацию для последующего принятия решений.

Чтобы решить задачу мы использовали разработанную нами бизнес-симуляцию «Совет Директоров». Настольная игровая платформа была адаптирована под решение конкретной диагностической задачи в конкретной компании с учетом ее специфики. А именно, были отобраны кейсы, описывающие и вскрывающие определенные организационные проблемы, был переработан сценарий игры, были изменены дополнительные настройки платформы.

Временной регламент игры был определен в 3,5 часа. Участвовали 6 руководителей подразделений. Помимо ведущего игровой сессии присутствовал эксперт (бизнес-консультант).

По итогам сессии было сформировано заключение по каждому участнику игры. Каждый из участников получил обратную связь от экспертов. Кроме того, в ходе игровой сессии обозначился ряд проблем. Проблемы были преобразованы консультантами в решения и рекомендации.

Результат выполнения задачи оценивали с трех позиций:

Заказчик получил информацию от внешнего источника в виде письменных заключений и рекомендаций. Получил устную обратную связь от бизнес-консультантов. Полученную из вне информацию сопоставил с собственной оценкой ситуации внутри компании. Подтвердил некоторые из своих гипотез и обратил внимание на то, что было скрыто. Данную задачу оценил как выполненную. Поставил новую задачу.

Участники, все 6 человек, без исключения, отметили плюсы игрового формата, который позволил им, наконец, вступить друг с другом в открытый диалог и открыть наболевшие темы.

После завершения игры к консультантам подошли два участника — руководители подразделений, чтобы выразить благодарность. Как оказалось, это и была та самая произошедшая «частичная замена управленческого состава», о которой говорил заказчик при описании ситуации в компании. Благодарность от них заключалась в следующем: «…нам за неделю не удалось получить столько понимания о внутренних процессах компании, как за время этой игровой сессии! Теперь понятно — с кем, как и по каким вопросам вступать в коммуникацию.»

Для нас, как консультантов, это стало подтверждением того, что игра способна в разы сократить адаптационный период для новых сотрудников. (это дорогого стоит и в прямом, и переносном смыслах).

Разработчики сделали следующий вывод:

Игра выполнила поставленные к ней задачи эффективно. Если учесть, что на сбор аналогичного полученному объему информации вместо нескольких дней было затрачено 3,5 часа, то это, в своем роде, прорыв. Благодаря тому, что ряд используемых в игре методов был объединен в комплекс и упакован в игровую форму, были сокращены временные затраты на применение каждого из методов в отдельности. При этом мы получили вовлеченность людей в процесс, избежали социально-желаемых ответов при диагностике ситуации, создали условия для конструктивного диалога внутри компании и, как выяснилось, бонусом сократили период адаптации в компании для двух человек.

В чем, на Ваш взгляд, самое большое достоинство настольных игр, как формата?

В визуализации.

Самый экстравагантный заказ на разработку?

Заказ звучал примерно так: «А можете сделать так, чтобы после игры, они сами захотели уйти/уволиться…». Отказ.

Сколько в среднем занимает разработка одной игры?

От трех месяцев и более.

Сколько раз нужно протестировать игру, чтобы понять, что она работает и отвечает поставленным задачам?

Как правило, мы проводим три обязательных теста. Один тест для профессионального круга, второй тест для целевой аудитории игры, третий — для нецелевой группы.

 

Сколько обычно требуется итераций по доработке игры?

Обычно доработка следует после каждого теста. Бывает, что баг обнаруживается и после успешно проведенных тестов.

Есть ли разница между разработкой бизнес-игры для корпоративного заказчика и легкой развивающе-развлекательной игры для детей?

Как минимум, это две качественно разных целевых аудитории, со всеми вытекающими из этого следствиями.

Сколько стоит разработать игру? Есть ли стандартная цена на такие услуги?

Говорить могу за свою компанию. У нас стоимость разработки от 150 000 рублей и выше. Стандартной цены на разработку я пока не встречала. Но это и услуга пока нестандартная, как мне кажется.

Как быстро окупаются такие инвестиции?

Думаю, аналогию можно провести с возвратом инвестиций на обучение.

Как выбрать исполнителя на разработку игр? Ваш совет заказчикам.

При выборе стоит ориентироваться на профессиональные сообщества и рекомендации, запрашивать реализованные разработчиком кейсы, начинать сотрудничество с небольшого проекта, на котором можно оценить дальнейшие перспективы.

Выбираете ли Вы заказчиков? Были ли случаи, когда Вы отказывали заказчику? Почему?

Мы также выбираем заказчика, как заказчик выбирает нас. Отказываться приходилось, когда проявлялось несоответствие друг другу на уровне ценностей и принципов.

Что бы Вы порекомендовали почитать (книги, сайты) заказчику до того как заказать игру?

Профессиональные статьи и обзоры, которые публикуют в профессиональных сообществах в соц. сетях и на других профессиональных информационных ресурсах. А также посещать специализированные площадки — форумы, конференции итд .

Какие мероприятия Вы бы порекомендовали посетить? Как разработчикам, так и заказчикам.

На данный момент затрудняюсь назвать площадки и мероприятия, на которые  хотелось бы вернуться. Пожалуй, исключение составляет «Южный РИФ»

В какие игры Вы бы порекомендовали поиграть и для чего (свои и чужие)?

«Совет Директоров» — чтобы осознать, какие решения, как и зачем принимает руководитель, какова цена каждого принятого решения и какие последствия могут быть у совершаемого выбора.

«Matrix» — чтобы сгенерировать максимальное количество идей и выбрать из них свою уникальную.

Это игры, в которых я неоднократно участвовала лично и могу сказать за себя, как участник. При этом есть игры, в которых я не участвовала, но их рекомендуют и они получают хорошие отзывы. «Управленческий круговорот», «TALENTgame», «Самурайская игра», «ЗимаБлизко» и другие.

Есть ли сферы, где игры не работают? Почему?

Я рассматриваю игру, как профессиональный инструмент. Как инструмент, она может подходить или не подходить для решения. Также, как тренинг или командная сессия, могут решать локальную задачу, при этом быть фрагментом, вырванным из системного контекста. Там, где требуется системный подход, необходим комплекс инструментов и выбор наиболее эффективных.

Как вы видите будущее игр? Каковы Ваши прогнозы развития отрасли в целом и «настолок» — в частности?

Я вижу, что рынок развивается очень быстро. Он растет количеством игр, в том числе настолок. Ближайшее время рост будет количественным. Далее ему предстоит качественный рост.

 

Были ли у Вас «epic fails»? В чем были их причины? Какие выводы Вы сделали для себя и какие советы могли бы дать начинающим разработчикам?

Были. Игра, с момента ее рождения, проходит все этапы развития и становления. Это несколько жизненных циклов. И за эти периоды случается все. Бывало, что игра «не приживалась» находясь еще в стадии прототипа, бывали неудачные тесты, провальные дизайны, ошибки в расчетах, не функциональные механики, перегруженные инструкции и нерабочие сценарии. Было все. Я лично считаю, что «epic fails» и делают мастера мастером. Мой совет — быть благодарным за каждый провал, ибо это выученный урок.

Где учиться разработке игр?

Я училась в педуниверситете, где частью программы была методика преподавания. Там я получила количество часов по игровым формам обучения, потом это была практика, затем личный опыт. Далее специальность бизнес-тренера и опыт в корпоративном обучении увеличили мои возможности в разработке. Сейчас, я знаю, что коллеги, которые занимаются разработкой, ведут свои курсы. Думаю, что это отличный вариант получить знания и опыт из первых рук.

Можно ли, на Ваш взгляд, сделать на этом карьеру? Что нужно делать, чтобы стать крутым разработчиком?

Можно. Стать крутым разработчиком — это иметь намерение, иметь способности, делать ошибки, извлекать опыт, учиться, общаться и получать удовольствие от того, что ты занимаешься именно этим.

Видите ли Вы сферы, отрасли, с которыми можно было бы объединить разработку игр для синергитического эффекта? Какие вообще дополнительные навыки, опыт и знания необходимые разработчику? Какое базовое образование нужно?

Есть отрасли, с которыми разработка игр имеет точки соприкосновения. Это программирование, графический и педагогический дизайны, методология, менеджмент, педагогика, андрогогика, психология, математический анализ, маркетинг и еще ряд смежных областей. Когда разрабатывается игра, то необходимо учитывать все выше перечисленное. Соответственно, разработчику требуются базовые опорные знания и навыки в этих областях. Или должна быть команда, которая их обеспечит.

О чем мечтает заказчик, когда заказывает игру?

Думаю, заказчик хочет получить качественное решение задачи.

О чем Вас спрашивают заказчики? Что их больше всего интересует в разработке игр?

Сможем ли мы самостоятельно без вашей помощи использовать инструмент? Как долго он прослужит? Какой срок жизни у разработанного продукта? Как часто его можно использовать?

Что нужно знать до того как начать проект по разработке игры? Как исполнителю, так и заказчику.

Какую задачу или проблему мы хотим решить. Почему мы хотим решить ее с помощью игры. Как мы поймем, что задача решена. Как оценим результат.

Что важно учесть, когда сдаешь игру? 

Важно учесть, что будет после того, как игра была передана. Какую поддержку и сопровождение по использованию продукта вы готовы предложить заказчику. Как будет построено ваше дальнейшее взаимодействие.

С какими задачами к Вам обращаются заказчики?

Провести обучение…

Оценить компетенции…

Провести стратегическую сессию…

Провести игру…

Разработать программу обучения…

Провести командообразующую сессию…

Какой самый яркий результат получили участники Ваших игр?

Примерно так: « Оказывается «команда» — это про другое!»)))

О создании какой игры Вы мечтаете?

Об игре, которая бы развивала глобальное системное видение, мышление…

Какой вопрос Вы бы сами себе задали?

Какие открытия я могу совершить еще?

Специально для портала GameConstructor.Ru