Интервью с Алексеем Кузнецовым

Добрый день. Меня зовут Алексей Кузнецов и я представляю небольшую группу коллег, с которыми мы делаем разные интересные проекты. Наша основная деятельность — это стратегический консалтинг и сложная фасилитация: как мы иногда шутим, «решаем нерешаемые проблемы». Занимаемся мы этим с 1994 года. Мы помогаем думать над сложными вопросами и принимать управленческие решения руководителям и собственникам бизнеса.

То что мы создаем как некоторые игровые решения не является в полном смысле игрой — это бизнес-симуляции, т.е. довольно скучные serious games: играть в такое дома с друзьями не очень интересно. Действие идет долго, нужно много думать, разбираться в бизнесе и бизнес-терминологии. Пришли к таким решениям мы через консалтинг — одним из направлений нашей деятельности является разработка имитационных моделей: мы строим финансовые модели, агентские модели, причинно-следственные модели, поточные модели и др. Как правило, эти модели нужны чтобы разобраться с каким-то сложным вопросом заказчика, найти приемлемое решение или проанализировать возможные последствия действий в сложной обстановке. Поскольку нам бывает необходимо не только построить модель, но и объяснить клиенту как же она работает, научить пользоваться моделью сотрудников далеких от имитационного моделирования — мы начали проводить обучающие сессии. Для целей обучения руководителей и сотрудников пришлось создавать упрощенные модели — они то и стали основой для наших бизнес-симуляций. Но пусть вас не вводит в заблуждение слово «упрощенная»: по меркам типовых игровых решений это по-прежнему тяжелый продукт.

Например, одна из наших успешных симуляций для развития стратегического мышления и умения действовать в динамичной обстановке (https://www.facebook.com/managerium/) , идет минимум 16 часов, за которые игроки успевают сделать всего 5 ходов. Если посмотреть на такого рода симуляции — вроде бы ничего сложного: модель очень простая, видна на игровом поле и считается аналитически. Но как и в жизни, есть подводные камни. Основной подводный камень — это задержки в системе и встроенные обратные связи. Что обычно происходит, когда опытный руководитель сталкивается с такой симуляцией? Он говорит, что тут все понятно, он разобрался и сейчас покажет класс игры. «Какой у вас самый лучший результат? — зачеркните его, сейчас там будет наш». И на 2-3 ходу игровой бизнес опытного руководителя «сливается»: от существенной потери рентабельности до полного банкротства. И вот тут в глазах бизнесмена возникают такие же доллары, как в мультфильме про Скруджа МакДака — они видят, что если теряют деньги в такой простой модели, то каковы же их потери (недополученная прибыль) в реальном бизнесе. Это один из важных результатов подобных решений — увидеть связь между моделью и реальностью, пересмотреть свои убеждения и стратегии поведения в сложной обстановке. В какой то мере, такие решения относятся к тому же классу, что и авиационные симуляторы — это безопасная среда, максимально похожая на реальность, в которой можно экспериментировать: попробовать даже такие действия и стратегии, которые страшно применять в рельно работающем бизнесе. И чем больше ошибок руководители совершат в ходе игры — тем лучше для их профессиональной сферы. Так что нас можно назвать мастерами ошибок — наша цель разложить как можно больше граблей в симуляторе, а потом так провести по ним участников, чтобы они набили как можно больше шишек.

 

 

Хотя большинство наших решений изначально имеют под собой компьютерную модель, мы предпочитаем переводить ее для участников в очный или настольный формат — это создает дополнительный интерес и результат, например, улучшения взаимодействия с коллегами (командообразование), стратегическое видение (helicopter view) ситуации. Несколько наших решений занимали призовые места на конкурсах игр.

 

 

В последнее время наша группа работает над темами инноваций и принятия решений в динамически сложной среде — проще говоря, как придумать что-то новое и прорывное в ситуации, когда ничего не ясно и непонятно. С одной стороны, мы используем решения на основе компьютерных бизнес-симуляций (например, один из бизнес запросов трансформировался в вопрос «каково должно быть соотношение инноваторов и консерваторов в компании, чтобы она достигала наилучших результатов?» — и ответ был контринтуитивным — соотношение в диапазоне 1/4…1/3 на 3/4…2/3 — консерваторов должно быть довольно много), а с другой — используем решения которые уже не относятся к привычным играм (например, мы разработали наборы морфологических карт, которые помогают придумывать организационные инновации и трансформировать бизнес-модели организаций). В теме инноваций, еще сильнее чем в любой другой сфере, проявляется дефицит диалектического мышления (помните, нас мучили скучной философией с нудным Гегелем?  — многие руководители поэтому до сих пор считают слово «диалектика» ругательным) — фактически мы сталкиваемся с «коробочным мышлением», где нет выхода за рамки, рассматриваются всего 1-2 решения и не изучается как можно проблему превратить в возможность. Для развития подобных ментальных способностей мы также применяем игры, но это уже совсем странные игры — игры со смыслом и игры с рамками.

 

 

Секрет разработки хорошей симуляции или игры довольно прост — вам нужно создать непредсказуемость: если я точно могу сказать, какие действия приведут к какому результату — играть не интересно. Но и абсолютный хаос тоже не интересен — если игрок не может осознать общую схему и взаимосвязи в игре — он будет принимать решения по принципу «будь, что будет» и все сводить к случайности и удаче.

Специально для портала GameConstructor.Ru