Интервью с Иваном Шаблаковым

Расскажите немного о себе, чем Вы занимаетесь, кроме игр? Или чем занимались до них?

Меня зовут Иван Шаблаков, я тренер-консультант, игротехник, популяризатор VR/AR технологий, искренне верю в блокчейн и Big Data, интересуюсь искусственным интеллектом и автоматизацией всего чего только можно. Помимо разработки игровых решений, провожу тренинги по управленческим навыкам, стратегические сессии и управляю компанией INKONUS. Когда-то я занимался прямыми продажами оборудования, был совладельцем торгово-производственной компании, работал в Корпоративном Энергетическом Университете и Корпоративной Академии Росатома.

Как давно Вы разрабатываете игры? Как все начиналось? Почему игры?

Для меня применение игровых технологий в корпоративном обучении было лишь одним из инструментов развития персонала, на который я обратил внимание, благодаря более опытным коллегам. Впервые это случилось в 2009 году при работе над «Симулятором Оптового Рынка», который был разработан для обучения энерготрейдингу в Корпоративном Энергетическом Университете (РАО ЕЭС). Но как потом оказалось, некоторые игровые элементы я применял и ранее, когда управлял продажами в ЭТК ТрансЭлектро для обучения менеджеров прямых продаж. Первую собственную деловую игру я разработал в 2012 году в Корпоративной Академии Росатома.

Какова Ваша специализация? Какие игры Вы создаете?

Сегодня мы с командой можем создать любое игровое решение в направлении обучения, оценки или развития – это и сложные компьютерные бизнес-симуляции, и более доступные настольные деловые игры, и геймификация бизнес-процессов. Наши возможности будут напрямую зависеть от ресурсов Заказчика: финансы, время и экспертиза, если они бесконечны, то мы можем реализовать всё. Если постараться обозначить наше направление – то это решения прикладного характера, где игроки получают конкретные навыки и заказчик решает свои бизнес-задачи. Это только B2B рынок, и мы не работаем в направлении трансформационных игр, абстрактных коучинговых продуктов, так же мы не делаем чисто развлекательные игры для корпоративных мероприятий, к сожалению. Сегодня в команде INKONUS я выступаю чаще всего в ролях продюсера и ведущего, но игры разрабатывать люблю и умею, просто не всегда успеваю, проще передать игротехнику и гейм-дизайн компетентным и талантливым коллегам или партнерам.

В какие игры Вы играли в детстве? Что с тех пор изменилось?

Я много играл, от «вечных» игр: шахматы, нарды, шашки, до компьютерных: StarCraft, Duke Nukem, Quake. И это помимо спортивных игр. Сегодня я играю в основном в деловые игры, и, в основном, разработки INKONUS. Хотя из профессионального интереса обязательно 2-3 настольных развлекательных игры в квартал осваиваю, на мобильном телефоне гоняю в Clash of Clans, на планшете в Hearthstone, но, наверное, не больше 2-3 часов в неделю. В прошлом году играл намного больше, так как проходил курс ВШЭ ВШБИ «Менеджмент игровых интернет проектов», необходимо было по учебе – кстати, отличный курс, огромное спасибо его руководителям: Вячеславу Уточкину и Константину Сахнову! Из «вечных» игр 5 лет назад освоил ГО – это просто мощнейшая стратегическая игра, которую привез из Гонконга. Много интересного сейчас появляется в VR, для этого у меня есть Gear VR от Samsung, в Hitman GO, например – играть очень увлекательно; но мечтаю о Sony Playstation 4 с очками виртуальной реальности. Выходит, что я продолжаю играть, да.

Что Вас больше всего увлекает в создании игр?

Игра – это математика, облаченная в творчество; а деловая игра – это еще и погружение в бизнес-контекст, в итоге: сплетение расчетов, механик вовлечения игрока, визуализации, фана и бизнеса, и ты в это погружаешься, во время разработки, с головой – чистое наслаждение.

Есть ли у Вас любимые темы?

Очень люблю разрабатывать игры близкие к производству, новым технологиям и инжинирингу, сама тема обучения мне не так критична, там всё интересно: от управления временем до производственных систем.

 

Что самое главное в игре? В чем залог ее успеха?

Она должна вовлекать максимально возможное количество игроков и решать бизнес-задачу.

Как неопытному игроку понять, хорошая игра или не очень?

Нельзя быть опытным игроком – игры все разные. Главный критерий здесь: увлекает или нет, но для стейкхолдера – это тоже может не являться критерием успеха игры, очень всё зависит от задачи.

Вы сами играете в свои игры? Как часто? С какой целью?

Постоянно, но только для тестирования самих игр, исправления, корректировки, обучения тренеров, передачи бизнес-симуляции. Если нам надо решить свои бизнес-задачи ищем деловые игры у партнеров, много достойных вещей делает Алексей Кузнецов, сейчас вот талантливый тренер – Сергей Карташов также разрабатывает отличные игры, когда мне нужно что-то решить в INKONUS – иду к ним.

Какой своей игрой Вы больше всего гордитесь?

Больше всего я горжусь бизнес-симуляциями, которые мы передали внутрь – их на сегодня 14 штук, и каждая — очень сильный проект, но про них не могу поделиться, пусть делятся наши клиенты. Одна из самых удачных наших игр – это IN BANK, которую мы провели более 30 раз, в том числе в Вене на английском языке, и для очень разной аудитории: от студентов МГУ до ТОП-менеджеров крупнейших банков страны. А любимая игра – это Лидеры в красках, где мы симулируем настоящее химическое производство с магнитной мешалкой, колбами и сложным взаимодействием игроков. Самая масштабная история – это АРТ ОБЪЕКТ, разработанный вместе с Анной Горбань, мы его проводили, в том числе для Роскосмоса, и я этим очень горжусь.

Как Вы применяете игры в своей практике/профессии?

Деловые игры используем для оценки персонала – там, как правило, стандартная процедура, если же для обучения и развития, то тремя способами:

А. Проблематизация

В. Отработка навыков

С. Встраиваем блоками в мероприятие

Бывают и другие кейсы: поиск решений или вводный курс – всё зависит от бизнес-задачи Заказчика.

Поделитесь самым удачным своим кейсом применения игр?

Если удачным для INKONUS – это реализация готового решения IN TIME на 12 проведений подряд без кастомизации от крупного банка, специально для тренинга по «Управлению временем». Получили самые прекрасные отзывы, реанимировали давно разработанный продукт, неплохо заработали, и для INKONUS – это удачный кейс.

В чем, на Ваш взгляд, самое большое достоинство настольных игр, как формата?

Это очень доступный для понимания формат. Прообразом современных настольных игр – были военные игры, а они придумывались для людей с разным уровнем восприятия информации. Хорошо разработанная настольная деловая игра позволяет объяснить сложные вещи в кратчайшие сроки.

Самый экстравагантный заказ на разработку?

Заказчик хотел настольную игру для вводного курса, направленную на новых сотрудников торговых залов, сеттинг должен был быть молодежным, из сериалов; мы предложили, разумеется, Игры престолов и что-то еще в таком духе. В ответ Заказчик нам написал письмо: это всё не то, возьмите что-то вроде Breaking Bad (Во все тяжкие). Я сутки ломал голову, ведь главный герой этого сериала производит наркотики, много всего придумал, но не стал делиться с коллегами идеями, и хорошо. Оказалось, Заказчик никогда не смотрел Breaking Bad, и просто обратил внимание, что его племянник постоянно смотрит этот сериал. А так, INKONUS был на пороге разработки деловой игры с самым эксравагнатным сеттингом на российском рынке.

В геймификации случаются куда более специфические запросы, но это вам лучше, например, Гульмиру Пушкареву спросить – у нее такие кейсы были.

 

Сколько в среднем занимает разработка одной игры?

Будет зависеть от сложности задачи – от 1 месяца настольный формат, компьютерный от 3 месяцев.

Сколько раз нужно протестировать игру, чтобы понять, что она работает и отвечает поставленным задачам?

Для теста иногда достаточного и одного раза. Есть игры, которые приходится тестировать по 5-6 раз. Для компьютерных и 50 — не предел.

Сколько обычно требуется итераций по доработке игры?

После боевого проведения обычно достаточно одной итерации. Но есть игры, которые мы точим после каждого проведения, например, Лидер Ритейла.

Есть ли разница между разработкой бизнес-игры для корпоративного заказчика и легкой развивающе-развлекательной игры для детей?

Никогда не делал игры для детей, думаю, что разница есть. Например, по визуализации, сеттинг опять-таки.

Сколько стоит разработать игру? Есть ли стандартная цена на такие услуги?

От 300 000 рублей до 14 000 000, дороже не встречал, дешевле не беремся.

Как быстро окупаются такие инвестиции?

Кастомизированные продукты отбиваются сразу – за разработку или доработку платит Заказчик. Универсальные продукты — до 1 года.

Как выбрать исполнителя на разработку игр? Ваш совет заказчикам.

На рынке достаточно экспертов, но и хватает очень странных персонажей. Я бы советовал спрашивать рекомендации об уже реализованных проектах, прежде всего. На рынке уже под 100 провайдеров, разрабатывающих деловые игры, при этом адекватных не более 10.

Но качество разработки игры, зависит и от самого заказчика – правильно сформулировать ТЗ, понимать бизнес-задачу, образ результата, обеспечить разработчика информацией и сопровождением. Я бы здесь посоветовал – для начала разобраться в теме. И если задачу можно эффективно решить без применения игровых технологий – лучше решить без них, как бы не хотелось.

Выбираете ли Вы заказчиков? Были ли случаи, когда Вы отказывали заказчику? Почему?

Такое случается, причины чисто объективные: не понятно, что нужно делать за неадекватные деньги и сроки. Все остальные – Welcome!

Что бы Вы порекомендовали почитать (книги, сайты) заказчику до того, как заказать игру?

 «Homo ludens» Й. Хёйзинги будет интересно и полезно прочесть; курсы рекомендовать не буду – много воды и они больше относятся к геймификации, нежели к настольным играм. Возможно, покажется полезным небольшой экскурс в историю игр.

Я бы рекомендовал всё-таки собрать рекомендации на провайдеров, и тех, кто понравился пригласить с демо релевантных задаче игр к себе, таким вот путем и погружаться. Можно посетить профильные конференции, но на них не всегда можно поиграть в то, что интересует, и очень много некомпетентных разработчиков.

 

Какие мероприятия Вы бы порекомендовали посетить? Как разработчикам, так и заказчикам.

Для меня, сейчас, это сложный вопрос. Были такие интересные мероприятия, как Школа Игротехника от RAGE, это Ирина Музалевская организовывала, и конференция WORK, PLAY&CREATE, её делала Ольга Ладога–Ячменева. Сейчас, как обстоят дела я не знаю.

В какие игры Вы бы порекомендовали поиграть и для чего (свои и чужие)?

Я бы рекомендовал компьютерную симуляцию: Управление корпорацией, мы её активно продвигаем – это мощное решение на рынке корпоративного обучения, разрабатывала команда Петра Тутаева, мы дадим демо-доступ: можно всё попробовать; посмотреть, что такое качественный сложный продукт. Также он-лайн бизнес-симуляция конструктор Simformer от команды Сергея Меньщикова – увлекательная игра, для многих решений подойдет, и не сложно встроить в учебные программы.

Из настольных – это Стратагемы Алексея Кузнецова, как пример решения для развития стратегического мышления; у Сергея Карташова – прекрасная настольная игра по бережливому производству. Отличный пример готового коробочного решения: игра Stocker, разрабатывал которую опытный Юрий Исаев с командой. Посмотреть, как работают деловые игры для внедрения изменений в целой компании можно на примере нашей IN SPACE, или в конкретном отделе, в данном случае HR, в игре HR-Strategy.  По управлению проектами готовое и отработанное решение есть в игре у Артёма Русских.

Есть ли сферы, где игры не работают? Почему?

Конечно есть. Во-первых, они не везде нужны. Во-вторых, реально не все любят играть, или чтобы другие видели, как они играют. Очень надо осторожно с возрастными игроками, и ТОП-менеджерами.

Как вы видите будущее игр? Каковы Ваши прогнозы развития отрасли в целом и «настолок» — в частности?

Будущее игр за VR – именно там будут проходить все мощнейшие релизы будущего. Не так много проблем виртуальной реальности осталось решить. Настолки же будут все сильнее сближаться с цифровыми технологиями: дополненная реальность, планшеты, приложения, голограммы – это будет их сопровождать. Будут проекционные поля, и виртуальные карточки. Но это все равно будут настольные игры, ведь пока реальное живое взаимодействие между людьми не заменить ничем.

 

Были ли у Вас «epic fails»? В чем были их причины? Какие выводы Вы сделали для себя и какие советы могли бы дать начинающим разработчикам?

Было и достаточно: это и технические сложности, сложности площадки, было несколько раз не попадания в ожидания заказчика – выводы сделали, они же и будут советами:

A. Всегда проверять площадку, даже если Заказчик опытный организатор.

B. Иметь запасной вариант на случай технических сложностей.

C. Не соглашаться на модераторов Заказчика, если игра сложная.

D. Не браться за игры в очень сжатые сроки.

E. Не работать без предоплаты.

F. Если видите, что Заказчик очень странный или странно на вас реагирует – откажитесь, велика вероятность провального проекта.

G. Не разрабатывайте игры в одиночку.

Где учиться разработке игр?

Я бы пошел изучать разработку компьютерных игр, потом бы заточил знания под деловые игры.

Также есть специализированные курсы – в интернете их множество, не могу рекомендовать, так как на них не был.

Можно ли, на Ваш взгляд, сделать на этом карьеру? Что нужно делать, чтобы стать крутым разработчиком?

Точно можно. Нужно стать частью команды и сделать много игр.

Видите ли Вы сферы, отрасли, с которыми можно было бы объединить разработку игр для синергетического эффекта? Какие вообще дополнительные навыки, опыт и знания необходимые разработчику? Какое базовое образование нужно?

Деловые игры – они всегда не сами по себе, это часть либо оценки, либо тренинга, либо конференции, либо инкубатора, либо сессии; вот взаимодействия с этими направлениями и дают синергетический эффект. Нужно понимать бизнес-задачи, базовые знания педагогического дизайна, знания математики, навыки работы с групповой динамикой и работы с графическим дизайном, а самое важное – понимание игровой механики.  Базовое образование если математическое – идеально.

О чем мечтает заказчик, когда заказывает игру?

О волшебной таблетке.

О чем Вас спрашивают заказчики? Что их больше всего интересует в разработке игр?

О, таких вопросов много, но самый частый: почему так дорого?

Что нужно знать до того, как начать проект по разработке игры? Как исполнителю, так и заказчику.

A. Можно ли решить эту задачу эффективно без применения игры?

B. Что участники должны делать по-другому, что должно измениться в их действиях после игры?

C. Какая бизнес-задача у игры?

Что важно учесть, когда сдаешь игру?

Вот многие забывают зафиксировать в договоре сопровождение деловой игры – это важно при внесении доработок или исправлений.

С какими задачами к Вам обращаются заказчики?

Разработка и проведение бизнес-симуляций и деловых игр – это самые частые запросы.

Какой самый яркий результат получили участники Ваших игр?

Если отойти от внешних атрибутов, визуализации и эмоций, то однажды, после игры Лидеры в красках – было сформировано полностью новое подразделение из 14 человек, пришел Генеральный директор подводить итоги, ознакомился с результатами игры на брифе и подытожил при заключительном слове: готовьте приказ – подразделению быть. Это был фурор.

О создании какой игры Вы мечтаете?

Я мечтаю о двух деловых играх:

1. Универсальный карточный конструктор для решения широкого спектра управленческих задач, чтобы легко проводить и масштабировать.

2. Создать увлекательную бизнес-симуляцию в виртуальной реальности для решения сложностей кросскультурной коммуникации и международной кооперации.

Какой вопрос Вы бы сами себе задали?

 — Иван, какие планы по настольным деловым играм на 2018 год?

 — Планов – громадьё! Сейчас в разработке параллельно 6 проектов, среди которых: игра по блокчейну «HOVERHYPE» (сдаем до конца января), стратегическая игра с компьютерной моделью расчётов и проекционной картой — пока без названия, кастомизированные игры по Управлению проектами и доработка настольной ролевой игры «Лихие 90е».

Специально для портала GameConstructor.Ru