Интервью с Артёмом Русских

Расскажите немного о себе, чем Вы занимаетесь, кроме игр? Или чем занимались до них?

Я уже больше 12 лет занимаюсь управлением проектами. Реализовывал проекты и развивал проектную деятельность в таких структурах, как Роснефть, Росатом, Роснано, Российская космическая корпорация «Энергия», МЧС, ФСБ, Федеральная служба по финансовому мониторингу, различные энергетические компании, Intrecomp Global Services и Heineken.

Какова Ваша специализация? Какие игры Вы создаете?

Специализация мне кажется слишком громкое слово, но лично мне больше нравятся настольные игры, хотя сейчас пробую силы и в различных симуляциях.

Как давно Вы разрабатываете игры?

Примерно пару лет, жизнь заставила :)

Как все начиналось? Почему игры?

Когда первый раз столкнулся именно с деловыми играми, как участник честно не помню, но мне запомнилось знакомство, с ними со стороны игротехника. Это произошло в 2014 году, на молодежном форуме молодых энергетиков «Форсаж», куда позвали коллеги из корп. Академии Росатома. Там была очень мощная симуляция, в которой принимало участие 450 человек, на протяжении нескольких дней и это было очень круто. На этой симуляции я в основном «снаряды подносил», но очень хорошо помню состояние шока, как быстро сотни людей погружаются в другой мир, и как быстро он становится для них ценным. А потом я про это примерно на год забыл, но когда делал тренинг по управлению проектами в 2015 столкнулся с проблемой, что в рамках тренинга можно разобрать в практике запуск проекта и его планирование, но практически нереально показать сложности и возможные риски на стадии реализации проекта, чтобы это стало опытом участников. Так собственно я и подошел к тому, что нужно сделать игру «Проектное мышление», т.к. те игры, которые на тот момент были на рынке меня не устраивали, потому что они больше походили на квесты, в которые второй раз уже не интересно будет играть.

В какие игры Вы играли в детстве? Что с тех пор изменилось?

Больше всего, наверное, в шахматы и приставку. Сейчас в шахматы редко с кем удается поиграть, 2-3 часа на партию непозволительная роскошь, поэтому последние несколько лет в основном от случая к случаю решаю этюды, а вот приставку до сих пор включаю периодически, правда сейчас больше для того, чтобы быстро мозг перезагрузить.

Что Вас больше всего увлекает в создании игр?

Отсутствие ограничений, можно сделать абсолютно любую игру и это похоже на приготовление блюда, когда есть ингредиенты, но в какой пропорции ты их смешаешь и в какой последовательности зависит от тебя. При этом чем лучше понимаешь свойства различных ингредиентов и их сочетаний, тем выше твои шансы на успех.

Есть ли у Вас любимые темы?

Бизнес контекст, не очень люблю сложные легенды и метафоры, хотя иногда они дают ощутимый прирост фана.

Что самое главное в игре? В чем залог ее успеха?

Тут надо разделять, если игра для широкого потребления, то это прежде всего низкий порог входа в игру и высокий уровень фана. Если игра должна быть развивающей какие-то конкретные компетенции, то необходима ещё глубина, чтобы люди в ней могли оттачивать мастерство.

Как неопытному игроку понять, хорошая игра или не очень?

Ответить себе на вопрос: «Соответствует ли она моим задачам?» и это гораздо более честная история, т.к. назначение игр очень разное. Есть например шарики и миллион их вариаций, в которые часто любят играть на телефонах и если смотреть на них с точки зрения пользы, то это плохие игры, но если с точки зрения задачи, то с функцией timekiller они справляются великолепно и так со всеми остальными играми. Если ответили на вопрос и в текущей игре вам чего-то не хватает, значит для вас она не очень хороша, фана не будет.

Вы сами играете в свои игры? Как часто? С какой целью?

Только в голове, в процессе разработки. На тестах и в готовые никогда, это мешает наблюдать. Поэтому я не употребляю наркотики, которые распространяю :)

 

 

Какой своей игрой Вы больше всего гордитесь?

Которая еще не разработана, это позволяет фокусироваться на непрерывном улучшении.

Как Вы применяете игры в своей практике/профессии?

В основном в бизнес-тренингах, когда надо дать людям возможность получить опыт в реалистичной среде.

Поделитесь самым удачным своим кейсом применения игр?

В 2016 коллеги позвали провести игру в ИТ-интеграторе для запуска рефлексии сообщества руководителей проектов.

В чем, на Ваш взгляд, самое большое достоинство настольных игр, как формата?

Их два. Прежде всего реиграбильность, т.е. в одну и ту же игру можно поиграть несколько раз, хотя справедливости ради даже у топовых настолок срок жизни от 3 до 5 партий. Второе для бизнес формата, это прежде всего отчуждаемость от разработчика при правильном подходе.

Самый экстравагантный заказ на разработку?

Цитирую: «Мы 2 недели назад утвердили корпоративные ценности. Можете завтра нам показать готовую игру по нашим ценностям?»

Сколько в среднем занимает разработка одной игры?

Что-то простое, при наличии апробированной корневой механики можно и за 1 день. Что-то стоящее, прототип 1-2 недели и с учетом итераций тестов от 1 до 3 месяцев.

Сколько раз нужно протестировать игру, чтобы понять, что она работает и отвечает поставленным задачам?

От 0 до +∞. Как правило сложная игра начинает приобретать уже финальный вид после 2-3 теста. Хотя я знаю примеры, когда коллеги занимаются по сути экстремальной разработкой, вообще без тестов, но это доступно только очень опытным разработчикам.

Сколько обычно требуется итераций по доработке игры?

Столько же сколько и тестов, мне импонирует число 3 :)

Есть ли разница между разработкой бизнес-игры для корпоративного заказчика и легкой развивающе-развлекательной игры для детей?

Для детей игры не делал :) По моим ощущениям дети более требовательные к оригинальным механикам, введу того что средне статистический ребенок чаще играет, чем взрослый и с большим количеством механик знаком. Взрослые как правило наоборот менее требовательны к оригинальным механикам, но при этом в целом сложнее воспринимают метафоричные легенды, про магов, эльфов и т.д.

Сколько стоит разработать игру? Есть ли стандартная цена на такие услуги?

Стандартных цен я не видел, мне кажется это связано с тем, что на текущем уровне эволюции разработки игры, это больше про мастерство, чем про технологии, поэтому ценообразование можно сравнить с живописью или литературой. Плюс здесь очень много факторов, насколько ходовая тема, т.е. можно потом эту игру ещё кому-то продать. Есть ли аналогичные игры на рынке. Сложность задачи, которую необходимо решить. Требования по использованию технологий, например, VR прикольная тема, но включение в игру увеличит сумму разработки сразу на шестизначную сумму. Нужно ли передавать исключительные права на разработку или автор сможет ее использовать повторно. Предполагается ли какое-то количество проведений автором и заработок на этом или заказчик планирует проводить сам. Сколько людей необходимо для разработки и т.д. Этот список можно продолжать очень долго и в зависимости от ответов на них цена самой разработки может падать, как практически до 0, так и уходить за шестизначные суммы. Корпоративным заказчикам я бы советовал начинать думать от бюджета примерно в 300 тыс. руб., а дальше переговорный процесс. Возможно и разработка не нужна, на рынке за последние два года появилось достаточно большое количество готовых игр.

Как быстро окупаются такие инвестиции?

Для кого? Для разработчика в момент получения аванса или последнего платежа по контракту, в зависимости от условий контракта. Для заказчика могут не окупиться никогда, зависит от запроса. Здесь принцип «Мусор на входе – мусор на выходе»

Как выбрать исполнителя на разработку игр? Ваш совет заказчикам.

Встретиться и поговорить. Хороший игропрактик в беседе постарается максимально уточнить следующие аспекты: «Какую задачу решаем», «Какой вывод должен сделать игрок», «Какой контекст, почему решили именно игру», «Какой портрет игрока».

 

Выбираете ли Вы заказчиков? Были ли случаи, когда Вы отказывали заказчику? Почему?

Не выбираю, но есть компании новаторы за деятельностью которых слежу. Не отказывал, но подзабивал, на слишком неповоротливых и с сильно раздутыми щеками, потому что жалко времени. Бывали случаи, когда вместо проведения игры, просто рекомендовал конкретные шаги, которые лучше и эффективнее решат задачу, чем игра.

Что бы Вы порекомендовали почитать (книги, сайты) заказчику до того как заказать игру?

Материалов на самом деле не так много, я бы лучше посоветовал поиграть в различные игры, это практичнее и быстрее позволяет понять, что надо.

Но если прям очень хочется почитать до, то очень хорошую книгу написали коллеги из Казани в сооваторстве «Справочник игропрактика».

Какие мероприятия Вы бы порекомендовали посетить? Как разработчикам, так и заказчикам.

Игротеки любые какие найдете в своем городе. В Москве точно проводит Мосигра, в других регионах надо смотреть. Если бизнес формат, то лично я очень надеюсь, что Елена Стасова сделает успешный перезапуск конференции Гильдии разработчиков деловых игр, остальные на мой взгляд больше не про бизнес, а цветник трансорфмационных игр различного калибра. Хотя на ПИР у Марка Кукушкина иногда бывают презентации очень интересных игр, но это больше история для бизнес-тренеров по перекрестному опылению.

В какие игры Вы бы порекомендовали поиграть и для чего (свои и чужие)?

Лично мне очень нравится «Игра в бисер» Максима Шабалина, хотя мы с ним лично не знакомы. Она очень легко за 40-60 минут помогает выровнять понятийный аппарат у участников.

У Ивана Шаблакова есть отличная игра по управлению временем, отлично проблематизирует, при правильном подходе многие вещи помогает переосмыслить.

WOWBiztrain Ролевая Свежачок в гадюшнике Марианны Крель, изначально про нового руководителя проектного офиса, но отлично подойдет руководителям, которые приходят в новую компанию для выработки личной стратегии.

Есть ли сферы, где игры не работают? Почему?

Чтобы прям целые сферы сложно придумать, если только не технологичные, где происходит передача знаний от мастера ученику, например, балет, но при этом можно игрофицировать сам процесс, чтобы он был более увлекательным. Чаще бывает, что заказчик считает, что за счет игры можно решить системный конфликт. Например, заказчик хочет чтобы продавцы продавали больше продукта X. При этом им гораздо выгоднее продавать продукт Y, может быть потому что больше маржа, меньше усилий надо приложить или объемы больше не суть. Проведение игры для решения такой задачи бесполезно, люди не идиоты и поиграв в игру они не начнут упускать выгоду, поэтому такие вещи лучше сначала решить системно, чтобы людям продажа продукта X была выгоднее чем Y, а уже потом проводить игру о том, как хорошо продавать этот продукт, хотя, как правило, когда системный конфликт разрешен игра может уже и не понадобиться, это нормально.

Как вы видите будущее игр? Каковы Ваши прогнозы развития отрасли в целом и «настолок» — в частности?

Думаю, в ближайшие годы будет все больше игр с применением VR и AR и в том числе настолок. Второй явный тренд приход онлайн игр в виде игрофикации в бизнес и образование.

Были ли у Вас «epic fails»? В чем были их причины? Какие выводы Вы сделали для себя и какие советы могли бы дать начинающим разработчикам?

Да каждый первый тест нового прототипа, это эпик, пока живые люди не сядут играть, всегда кажется идеальная игра. С каждым разом расширяю копилку вопросов, на которые надо ответить себе при дизайне.

Где учиться разработке игр?

Правильный вопрос не где, а у кого. Ольга Ладога, Юрий Исаев и Елена Стасова примерно раз в год собирает многих мастеров для проведения курса игропрактики.

Можно ли, на Ваш взгляд, сделать на этом карьеру? Что нужно делать, чтобы стать крутым разработчиком?

Ну Джесси Шелл же сделал, правда не в бизнес-играх. А по бизнес-играм в нашей стране текущий факт, что как правило рынок знает крутых продавцов игр, но не крутых разработчиков, которые эти игры сделали. Чтобы стать крутым надо: любить игры, играть в игры, делать игры.

Видите ли Вы сферы, отрасли, с которыми можно было бы объединить разработку игр для синергетического эффекта? Какие вообще дополнительные навыки, опыт и знания необходимые разработчику? Какое базовое образование нужно?

Управленческий консалтинг наверное прежде всего и там от них будет самый большой эффект, особенно в проектах по трансформации бизнеса. Понимание бизнес контекста, ну и основы теории игр из математики лишними не будут. Играм отдельно не учат, но сейчас на рынке больше всего разработчиков с базовым инженерным образованием, это вполне логично.

О чем мечтает заказчик, когда заказывает игру?

Эмоционально незрелый о волшебнике на голубом вертолете, который всем подарит эскимо. Зрелый не мечтает, а формулирует проблему, которую хочет решить и здесь игра может быть лишь одним из инструментов, как самостоятельным, так и в составе комплексного решения.

О чем Вас спрашивают заказчики? Что их больше всего интересует в разработке игр?

Об опыте в конкретной отрасли, например фарма или розница. На сколько для решения их проблемы подходит или нет игровое решение в принципе.

 

Что нужно знать до того как начать проект по разработке игры? Как исполнителю, так и заказчику.

Нужна ли вообще игра или есть более эффективный инструмент достижения цели. Ну и вменяемы ли обе стороны и могут ли друг другу доверять, при малейших сомнениях лучше отказываться.

Что важно учесть, когда сдаешь игру? 

Поздно пить боржоми, самые важные вещи нужно учитывать на этапе контрактования не важно устного или письменного, на сдаче уже надо по чеклисту проходить, что все задачи решены.

С какими задачами к Вам обращаются заказчики?

Те, с которыми мне нравится работать, обращаются как правило за решением конкретной управленческой проблемы, области очень разные.

Какой самый яркий результат получили участники Ваших игр?

В прошлом году с коллегами из Biztrain проводили игру WOWлеченность для одного уважаемого банка и по итогам участники сформировали план по повышению вовлеченности персонала своих подразделений.

О создании какой игры Вы мечтаете?

Игры по разработке игры, очень объемная и непростая задача и поэтому очень привлекательна.

Какой вопрос Вы бы сами себе задали?

Существует больше ста определений игры, но что игра для вас?

Для меня игра, это прежде всего процесс получения удовольствия в деятельности.

Специально для портала GameConstructor.Ru