Интервью с Еленой Стасовой

Расскажите немного о себе, чем Вы занимаетесь, кроме игр? Или чем занимались до них?

Если вспомнить начало моей профессиональной карьеры – то я бизнес-тренер. Уже почти 20 лет прошло с моего первого тренинга. Последние 5 лет я совместно с коллегами из «Конструкторы Сообществ Практики» занимаюсь проектами, цель которых создание новой среды коммуникации и организации деятельности, решение задач развития на новом уровне.

Из проектов, которыми горжусь, могу назвать два особенно дорогих, при организации которых я не просто использовала весь свой профессиональный опыт, но и накопила огромный багаж нового. Во-первых, это – шестимодульная программа обучения для руководителей среднего звена «Теперь Ты главный!», во-вторых, пятинедельная Форсайт-школа НТИ 2015 г.

Какова Ваша специализация?

Хороший вопрос! Я не столько разрабатываю игры, сколько собираю разработчиков, периодически выступаю как заказчик, например, для форсайт-школы 2015 года было разработано 3 большие игры и собрано порядка 10 малых игровых форматов.

Моя специализация – организация площадок обучения и развития, обмена опытом и лучшими практиками, причем последние три года – для игропрактиков–модераторов.  Яркие примеры – это «Клуб Игропрактиков и Модераторов» и Курс Игропрактики gamepraktika.
КИМ – основывается на принципе «знание за знание», а Курс – мультимастерская программа, вобравшая в себя опыт 3-х крупнейших игропрактических школ России.

Сейчас практически все моё время занято подготовкой IX конференции Work Play&Create 2018, которую раньше делала Ольга Ячменева -Ладога. Мы приняли от неё эту почетную эстафету старейшей игропрактической конференции России.

Как давно Вы разрабатываете игры? Как все начиналось? Почему игры?

Первую придуманную самостоятельно игру (а не упражнение) я помню очень хорошо. Называлась она «Космокупцы» и сделана была для того, чтобы тренировать навыки работы с «клиентом, которому ничего не надо», для опытных продавцов. Это было одиннадцать лет назад.

На вопрос – почему именно игра – отвечу просто: так легче! Легче участнику тренинга, легче тренеру. Игра это «взаправдашняя понарошка», там не так страшно совершать ошибки! А значит и учиться легче! Особенно очень опытным и маститым… и не только продавцам.

В какие игры Вы играли в детстве? Что с тех пор изменилось?

В детстве я играла в прятки, классики, резиночки и казаки-разбойники, во дворе дома или у бабушки в деревне.

С тех пор изменился масштаб. География моей профессиональной деятельности сейчас от Калининграда до Камчатки.

В чем, на Ваш взгляд, самое большое достоинство настольных игр, как формата?

На мой взгляд, нет смысла оценивать форматы игр вообще или между собой. Сравнивать можно и нужно, когда есть конкретная задача/ресурсы. Вот тогда всё четко и понятно: какой формат решает нашу задачу лучше всего? – проранжировали. А теперь посмотрим – есть ли у нас ресурсы (время/место/деньги и т.п.) для реализации этого формата? И вот мы из самых подходящих под задачу выбираем самый реализуемый.

Настольные игры – вспоминают, когда надо локально, наглядно, без больших активностей, в небольшой компании…

Например,  для семейного досуга – это очень комфортный формат. Денег на коробку потратил один раз, все материальные артефакты уже есть, правила – есть, самому ничего не надо придумывать, просто берешь и играешь. Можно с детьми, можно с друзьями, можно вообще всем вместе!

Сколько в среднем занимает разработка одной игры?

По-разному. От получаса до нескольких месяцев. Сильно зависит от обстоятельств. Хорошо, если есть несколько недель.

Сколько раз нужно протестировать игру, чтобы понять, что она работает и отвечает поставленным задачам?

Идеально 4-5 раз тестировать и на 6-й уже всё будет хорошо. Знаете, даже в театре лучший спектакль – шестой!

Есть ли разница между разработкой бизнес-игры для корпоративного заказчика и легкой развивающе-развлекательной игры для детей?

И есть и нет!

Очевидно, что задачи – разные, ресурсы и ограничения разные, аудитория разная…

НО… набор действий разработчиков, инструментария, механик и т.п. – будет в базе похож…

И ещё важный момент – дети весьма требовательный «клиент» для игропрактики. Они более опытные и изощренные игроки!

Сколько стоит разработать игру? Есть ли стандартная цена на такие услуги?

Стоимость игры состоит из человеко-часов разработчиков (от игромастеров до дизайнеров), часов тестирования и стоимости реквизита. Это формально. Наверное, там, где игры выпускают на потоке – есть стандартная цена.

Но я работаю в проектах, где почти каждая игра – прототип, сделанный под новую и уникальную задачу. Здесь и стоимость уникальная.

Как быстро окупаются такие инвестиции?

Если игра сделана точно под задачу, а полученный результат – встроен в последующую деятельность – т.е. использован для поставленной задачи, то окупается– очень быстро.

Пример: после проектной сессии в которой Игра использована для «разгона мышления/ мотивации / креатива» важно полученные проекты «пустить» в жизнь, поддержать – тогда инвестиции принесут пользу и прибыль.

А если «положить на полку» испугавшись их смелости и инновационности – то это не инвестиции, а затраты.

Как выбрать исполнителя на разработку игр? Ваш совет заказчикам.

Совет первый, простой: самому играть в игры. В разные… от настолок с детьми до бизнес-симуляций. Чем больше опыт игрока, тем легче найти общий язык с разработчиком. И тем легче выполнить второй совет.

Совет второй, банальный: поиграйте в те игры, которые делали разработчики, если это технически возможно. Плюс пообщайтесь с теми, кто играл и пользовался его играми.

Важно равновеликое соотношение качеств в разработчике – это внимание к вашим целям и задачам (даже если вам это покажется чрезмерным любопытством) и широкие игропрактическая эрудиция/опыт разработки (разные игры играл/делал).

Какие мероприятия Вы бы порекомендовали посетить? Как разработчикам, так и заказчикам.

Конечно же нашу конференцию!

13-14 апреля в Москве пройдет IX конференция Work Play&Create 2018. Мы (организаторы конференции) хотим максимально упростить коммуникацию между заказчиком и разработчиком, показать все возможности игропрактических и игрофикационных инструментов, варианты имеющихся игропрактических решений, применяемых и встроенных в разные процессы: бизнеса, образования и социальной сферы.

И при этом считаем важным не скрывать, а прояснять имеющиеся ограничения и критичные условия достижения результата.

Поэтому мы так спроектировали конференцию, чтобы диалог между заказчиками и разработчиками, их разговор об игре – строился в системном залоге, а не категориями отдельных игр (даже самых замечательных).

И все, что будет предложено спикерами и сформулировано в рамках групповых обсуждений участниками мы соберем в большой дайджест, который будет интересно прочитать даже тем, кто побывает на самой конференции. Просто потому что конференция – это несколько параллельных тематических треков, и быть на всех одновременно — невозможно.

Есть ли сферы, где игры не работают? Почему?

За целые сферы – не скажу, но точно есть задачи, для которых – не нужно (даже если возможно технологически) игровое решение. Потому что не бывает универсальных инструментов.

Как вы видите будущее игр? Каковы Ваши прогнозы развития отрасли в целом и «настолок» — в частности?

У игр, игропрактики, игрофикации – будущее есть!

Игра всегда была важной составляющей человеческого бытия, это одна из древнейших деятельностей, про это лучше всего читать у Йохана Хёйзинги.

И последние несколько десятилетий игропрактика шагает по планете, выходя за границы привычных для себя сфер обучения и развлечения, решая все больше новых, нетрадиционных для себя задач!

Прикладная игропрактика имеет большие перспективы. Например, рынок геймификации в бизнесе в США экспоненциально растет, и по оценкам достигнет $9 млрд к 2021 году. В России – все намного, намного скромнее. Даже правильнее сказать – находится пока в зачаточном состоянии. Но это означает, что есть куда расти и есть что развивать.

Где учиться разработке игр?

Если бы вы меня об этом спросили в 2015 году, мне было бы почти нечего вам посоветовать. Но за последние 3 года развернулось несколько проектов,  где есть системный подход к процессу обучения разработки игр.

Это Курс Андрея Комиссарова Игропрактика для педагогов, Школа Игропрактики gamepraktika, есть несколько он-лайн курсов – Романа Крылова по созданию прикладных игр, на Stepik.org курс по игрофикации. Есть первые ласточки включения в программы ВУЗов, во ВШЭ и в УРФУ в этом году запустились игропрактические потоки.

Какие вообще дополнительные навыки, опыт и знания необходимые разработчику? Какое базовое образование нужно?

Образование базовое годится любое. Главное, что бы оно было. Я знаю много мастеров игропрактики. Среди них есть экономисты, програмисты, педагоги, историки, инженеры самых разных направлений, психологи  и т.д…

А к базовому образованию добавляются гибкость мышления, широкий кругозор, эрудиция,  игровой опыт и некоторое кол-во специфических навыков и знаний из сферы непосредственно игропрактики

Можно ли, на Ваш взгляд, сделать на этом карьеру? Что нужно делать, чтобы стать крутым разработчиком?

Карьеру можно сделать везде, где хочешь сделать карьеру ?

Что бы стать разработчиком нужно много играть и пересобирать чужие игры, много делать своих игр, потом играть и пересобирать свои игры, учиться у коллег, читать , смотреть… и так по кругу много раз… и в какой-то момент будешь признан «крутым» — коллегами, игроками или заказчиками! НО, самое смешное, что этого можно даже не заметить… Потому что очень увлечен игрой – делаешь, водишь, играешь или разбираешь … Хотя… многие мастера игры – товарищи азартные и очень любят ачивки… Если ты – такой, то заметишь!

Что самое главное в игре? В чем залог ее успеха?

Игра может быть какой угодно, но при этом она должна быть увлекательной! И рождать эмоции, самые разные, кроме скуки!

 

Специально для портала GameConstructor.Ru