Интервью с Олегом Паниным

Расскажите немного о себе, чем Вы занимаетесь, кроме игр? Или чем занимались до них?

Занимаюсь предпринимательством :-) Ищу решения для проблем и вызовов будущего, нахожу рынки для полезных продуктов. Игра для меня – один из наиболее перспективных форматов, который позволяет развивать людей. Считаю, что игры и игровые технологии сильно недооценены и недоиспользованы. Важно разобраться в том, как такие игры создавать. Этим-то мы и живем. Еще я очень интересуюсь технологиями. Особенно теми, что позволяют работать на больших масштабах и осуществлять качественное и ценное влияние на мир. Таковыми считаю блокчейн, машинный интеллект, AR/VR. И уже сейчас несколько задумок на основе этих технологий разворачиваем.

Какова Ваша специализация? Какие игры Вы создаете?

С точки зрения целей мы создаем игры для обучения и развития. Тот самый Game-based learning и Serious games. Своим клиентам и партнерам мы в основном говорим, что не играть будем, а организуем Edutainment-проект. За красивым и модным словом скрывается то, что мы не ивент-агенство и повеселиться не наша цель. Участникам будет классно и интересно, только помимо этого еще проделывается аналитическая и методическая работа нашей командой. И все чаще она выходит за пределы самой игры.

Если говорить про типы и форматы, у нас два направления: digital и очные форматы. В цифровом пространстве мы научились создавать игрофицированные системы дистанционного обучения на основе LMS партнеров teachbase.ru, а также можем создать мобильную игру или симулятор. Очные форматы – это деловые игры, ролевые игры и квесты. Длительность игры от 2 до 6 часов. Участников в зависимости от игры бывает 6-20, 20-100, а иногда и 500!

Еще стоит отметить, что с 2017 г. мы объединяем игры и другие продукты в комплектные программы. Например по управлению проектами.

Как давно Вы разрабатываете игры?

Около 6 лет.

Как все начиналось? Почему игры?

Причин много. Назову парочку ключевых. Во-первых, нас всех в команде объединяет вИдение проблем в образовании. В том, что оно отстает как с точки зрения методик, так и с точки зрения технологий. Образование не должно быть чем-то, что люди не любят делать или делают исподтижка. Согласен, процесс обучения и развития как и спорт не должен быть легким, это нормально. Но должно быть все как-то по-другому… Вспомните свои ощущения, когда вы узнаете что-то интересное или что-то прикладное, что вам необходимо. Ведь это прекрасно.

Мы хотим, чтобы самореализация и развитие было не дополнительной нагрузкой, а  «лайфстайлом».

Современные технологии далеко впереди образования и я не удивлюсь, если современные прогнозы сбудутся и игр, игрофикации в нашей жизни будет в сотни раз больше. Только вот вопрос – будут ли эти игры давать пользу, или просто займут наше время.

Образование  не идет  в ногу со временем и поэтому часто в школе, в вузе или на работе люди просто говорят: мне не интересно, потому что я не понимаю зачем…

Мы считаем, что за игровыми технологиями будущее, созидательность в образовании и новая культура развития людей.

В какие игры Вы играли в детстве? Что с тех пор изменилось?

Командно-спортивные, настольные и компьютерные. Больше всего командные и компьютерные привлекали.

Что Вас больше всего увлекает в создании игр?

Все процессы связанные с касанием игры своего рынка, клиента и пользователя. Наша команда придерживается гибких проектных методологий и концепции развития потребителя (Customer development). В компании мой ключевой функционал – маркетинг. Фантастические ощущения испытываешь, когда видишь успех клиента и искреннюю благодарность пользователя.

Есть ли у Вас любимые темы?

Темы? :-) Не понял вопрос? Темы игр? Если так, то – развитие предпринимательского образа мышления, проектное творчество и работа в команде.

Что самое главное в игре? В чем залог ее успеха?

Польза. Это то, как и с какой целью игра создавалась? Есть ли понимание целевой аудитории и «боли» которую она «лечит»? Как эта ЦА определялась и как определялись боли? Отсюда и формируется истинная польза продукта. Еще мы любим применять такой термин, как «единицы содержания» — это невидимые кирпичики содержания, из которых сложена игра.

Как неопытному игроку понять, хорошая игра или не очень?

Попробовать максимально искренне и честно ответить себе на вопрос – какую ценность я получил, благодаря игре? В чем я стал лучше? Но этот вопрос один из самых непростых, так как общего ответа на самом деле нет. Он будет всегда разным в зависимости от конкретной игры.

Вы сами играете в свои игры? Как часто? С какой целью?

Давайте так – вчера провел замечательный вечер с командой, играл со своей командой и партнерами в Perudo. В приятной, неформальной атмосфере закончили неделю. Позавчера я играл с партнером в бильярд в офисе и обсуждали очередную идею. Сегодня днем играл в разные он-лайн симуляторы и тренажеры по продажам – исследую новые разработки. Надеюсь, в ближайшее время выберусь поиграть в волейбол для поддержания физической формы, да и вообще волейбол люблю. Так перечислять долго могу.

Какой своей игрой Вы больше всего гордитесь?

У  меня вообще не очень-то получается гордиться. И считаю, что это не лучшая способность человека. Она как-то останавливает тебя…

Можно я так отвечу: я рад тому, какая у нас команда (!) и какие крутые игры мы разрабатываем.

Как Вы применяете игры в своей практике/профессии?

Применяю их как инструмент реализации потенциала нашей команды и компании на рынке.

Поделитесь самым удачным своим кейсом применения игр?

Чтобы выбрать самый удачный, придется не мало так времени провести в машине времени. Расскажу об одном из реально крутых – разработка настольной игры по управлению проектами для компании SAP. Вот ссылка на статью про кейс: http://blog.center-game.com/business/kak-my-razrabotali-igru-trening-dlya-uchebnogo-tsentra-sap.html

В чем, на Ваш взгляд, самое большое достоинство настольных игр, как формата?

Упакованность продукта – тем самым его удобно передавать другим и перемещать. Также настольная игра, это как правило 3-7 человек за столом. А это хорошая цифра для продуктивной работы.

Самый экстравагантный заказ на разработку?

Тут первым делом вспоминаются игры на 500-1000 человек. Думаю, что это необычно.

Сколько в среднем занимает разработка одной игры?

5 месяцев.

Сколько раз нужно протестировать игру, чтобы понять, что она работает и отвечает поставленным задачам?

Столько, сколько нужно, пока не отвечает поставленным задачам. Ну или квалифицируется, как нецелевая разработка.

Сколько обычно требуется итераций по доработке игры?

Всегда по разному. Иногда 0, иногда 1-2.

Есть ли разница между разработкой бизнес-игры для корпоративного заказчика и легкой развивающе-развлекательной игры для детей?

В целом нет. Разница всегда в целях, содержании конкретной игры и ожидаемых результатах. По методологии и процессу будет похожа.

Сколько стоит разработать игру? Есть ли стандартная цена на такие услуги?

Стандартных цен нет, они только путают всех.

И давайте сразу разделим игры очные и digital-решения. Я знаю, что по рынку разработка деловой игры это примерно 500-700 тыс. У нас бывали и заказы и за 150 тыс. и за 1,5 млн. В digital-решениях все еще хуже. Пока нет ТЗ или какого-то примерного вИдения продукта, говорить про деньги – пустая трата времени. А чтобы сформировать ТЗ, нужен конструктивный и открытый диалог с заказчиком. Для нас всегда принципиально важный момент был в том, чтобы ценность была больше цены. Вот о ней-то и нужно думать.

Как быстро окупаются такие инвестиции?

4-12 мес. Иногда сильно раньше.

Как выбрать исполнителя на разработку игр? Ваш совет заказчикам.

Спрашивайте, почему исполнитель занимается именно играми. Спрашивайте, есть ли миссия у компании и о каком большом «зачем» мечтает команда.

Ну и очевидные вещи: рекомендации и отзывы, опыт разработки.

Выбираете ли Вы заказчиков? Были ли случаи, когда Вы отказывали заказчику? Почему?

Да, конечно! Иногда каждый день за неделю. Как правило – это несовпадение по целям от игры (или непонимание целей со стороны заказчика). Также мы как-то раз отказались от заказчика, чей продукт откровенно вредит здоровью людей. Еще есть масса случаев, когда мы отказывались работать с посредниками. Это вообще рубрика #жзньболь. Когда нам не дают поговорить с конечным заказчиком, а сами не могут ответить на вопросы и толково их задать. Хотя в жизни не было у нас и мысли у кого-то забирать клиентов или выходить к заказчику напрямую. Мы очень дорожим репутацией!

Что бы Вы порекомендовали почитать (книги, сайты) заказчику до того как заказать игру?

Наш блог :-) http://blog.center-game.com/

А еще книги про игры. Такие, как Э. Бёрн «Люди, которые играют в игры». Также почитайте книги про спиральную динамику и бирюзовые организации. И напоследок рекомендую пару книг: «От нуля к единице» и «Неизбежно».

Какие мероприятия Вы бы порекомендовали посетить? Как разработчикам, так и заказчикам.

Конференция Edutainment. Проведем весной 2018 г. Если есть заинтересованные – пишите сюда letsplay@center-game.com , вышлем пригласительный.

В какие игры Вы бы порекомендовали поиграть и для чего (свои и чужие)?

Тут дорога явно ведет на наш сайт: http://www.center-game.com/

Выбирайте или пишите нам. Подберем или свои или партнерские.

Да, вот такой call-to-action тут позволю себе запилить :-)

Есть ли сферы, где игры не работают? Почему?

Скажу честно – не знаю.

Как вы видите будущее игр? Каковы Ваши прогнозы развития отрасли в целом и «настолок» — в частности?

Думаю, что они будут более технологичные и содержательные. Так как заказчики становятся требовательнее. И уверен, что игр в будущем будет значительно больше, чем сейчас.

Были ли у Вас «epic fails»? В чем были их причины? Какие выводы Вы сделали для себя и какие советы могли бы дать начинающим разработчикам?

Полно. И это нормально. Ошибка – это опыт, если её исследовать и проводить рефлексию. Во взаимоотношениях к клиентом – это прекрасная возможность продемонстрировать свои намерения, подход и достоинство. Тем самым окончательно влюбить в себя.

Где учиться разработке игр?

Мало слышал о таких местах. В основном за рубежом. Плюс есть неплохие он-лайн кусы на русском языке.

Можно ли, на Ваш взгляд, сделать на этом карьеру? Что нужно делать, чтобы стать крутым разработчиком?

Конечно! Как и в любой профессии, нужно стремиться найти и раскрыть свой талант в этом. Ставить цели и 1000 часов посвятить этому делу, чтобы быть лучшим.

Видите ли Вы сферы, отрасли, с которыми можно было бы объединить разработку игр для синергетического эффекта? Какие вообще дополнительные навыки, опыт и знания необходимые разработчику? Какое базовое образование нужно?

Психология, Педагогика.

Информационные технологии, блокчейн, VR/AR и машинное обучение.

О чем мечтает заказчик, когда заказывает игру?

Всегда зависит от Заказчика. К сожалению некоторые вообще не мечтают….

О чем Вас спрашивают заказчики? Что их больше всего интересует в разработке игр?

Что из себя будет представлять продукт? Как будет разрабатываться? Сколько стоит? Какой опыт? Тут без фантастики.

Что нужно знать до того как начать проект по разработке игры? Как исполнителю, так и заказчику.

Цели и метрики, по которым будем замерять результат и эффект.

Базовые ценности и принципы гибких проектных методологий (ищите Agile-манифест).

Друг друга.

Что важно учесть, когда сдаешь игру?

Кто дальше будет со стороны заказчика Product owner? И  какая стратегия использования игры?

Плюс совпали ли ожидания и реальность заказчика?

С какими задачами к Вам обращаются заказчики?

Создание системы дистанционного обучения, игрофикация контента, обучению проектному управлению, развитие навыков продаж и переговоров, развитие компетенций работы в команде.

Какой самый яркий результат получили участники Ваших игр?

Повышения. По итогам игры ценные задачи на целый квартал :-)

О создании какой игры Вы мечтаете?

Которую будут использовать во всем мире. Которая покажет всем, каким увлекательным и ценным может быть образование.

Какой вопрос Вы бы сами себе задали?

Не понял вопрос… Сейчас бы что у себя спросил?

Затрудняюсь ответить. Видимо отвечу так: если бы хотел – уже спросил.

 

Специально для портала GameConstructor.Ru