Интервью с Анной Войновой

Какова Ваша специализация?

На данный момент я работаю бренд-менеджером в издательстве настольных игр “Звезда”.  Наше издательство одно из первых в России начало заниматься настольными играми, это было в самом начале нулевых, когда совсем немногие знали, что же это такое  — “настольные игры”.

Поконкретнее? Чем именно вы занимаетесь?

Моя должность это сплав продюсирования и проджект-менеджмента. В год наше издательство выпускает около 30 настольных игр, часть их них локализации, а часть те игры, которые мы делаем с нуля. Каждому бренд-менеджеру достается несколько проектов и его задача сделать так, чтобы его игры вышли в срок, не содержали ошибок, подходили под целевую аудиторию.

На самом деле, спектр задач получается очень широким: от селекции зарубежных игр на издание, до проведения турниров и эвентов связанных с настольными играми.

Очень часто складывается такая ситуация, что игру надо переоформить, т.к. ее оформление не подходит для нашего рынка или у нас есть права только на механику. Оформление игры — это очень важный момент и тут дело не только в том, что игра должна красиво смотреться на полке. Помимо этого, оформление должно совпадать с запросами целевой аудитории и не противоречить механике игры. Скорее всего, будет не очень хорошим решением оформить хардкорную евро-игру с длиной партии от полутора часов по франшизе, скажем, “Смешариков”. По одной простой причине, взяв в руки такую коробку, человек будет ожидать незамысловатый и динамичный геймплей, а на деле получит совсем другое.

На восприятие игры оформление влияет очень сильно, чтобы вы могли в этом убедиться — ниже игра Райнера Кницы, у которой есть с десяток разных оформлений, хотя механика игры одна и та же.

А вы сами игры делаете?

Только в свободное от работы время. Как автор (разработчик) настольных игр, я сделала одну игру — “Ресторация монстров”, она сейчас издается в России и совсем скоро поступит в продажу на заграничный рынок. Благодаря этому, мне удалось увидеть процесс производства игр, как со стороны автора, так и со стороны издательства.

Однако, мне не хочется ограничивать себя разработкой только настольных игр, так например, сейчас я тружусь над созданием видеоигры “The Executioner”, в составе инди-команды Lesser Evil Games.

В чем различия создания видео игр и настольных игр?

С одной стороны принципы геймдизайна везде общие: баланс, поток, погружение, построение целей. Но с другой — разный процесс производства, разное взаимодействие игрока с механикой, создают свою специфику.

В настольных играх, в отличие от видеоигр, все механики “обнажены”, ничего нельзя утаить от игрока. Способов коммуникации между игроком и автором гораздо меньше: правила игры да дизайн компонентов.

Плюс ко всему, игрок физически взаимодействует с компонентами игры.

Если в компьютерной игре в окружение игрока есть стена и она непроходима, то он просто не сможет пройти сквозь нее в рамках игры. Тогда как в настольной игре людям надо условиться, что вот этот черный квадратик на карте является непроходимым стеной. Поэтому здесь негласное “соглашение” между игроком и автором, о том, что игрок будет играть именно в ту игру, которая была задумана, становится здесь очень явным.

Еще одна особенность состоит в том, что большое количество механический действий и сложного математического подсчета просто противопоказаны настольным играм. Например, такая замечательная игра как Hearthstone не смогла бы быть полноценной в бумажном варианте, как раз из-за обилия математики при подсчете случайных эффектов и автоматизации действий, которые в настольной игре человеку пришлось бы делать самому.

В чем, на Ваш взгляд, самое большое достоинство настольных игр, как формата?

Ощущение совместной деятельности. Иногда диалог между людьми не строится, поскольку нет никаких общих интересов. А настольная игра как раз дает ту деятельность вокруг которой можно построить разговор, а после еще ни раз поделиться впечатлением от партии.

Можно ли, на Ваш взгляд, сделать на этом карьеру?

На сколько мне известно, большая часть российских авторов имеет основную работу, а настольные игры являются хобби, которое при этом приносит небольшие деньги. Но у такой ситуации есть понятные экономические причины — российский рынок настольных игр все еще небольшой, а авторам, зачастую, выплачивают роялти, которое напрямую зависит от количества проданных экземпляров.

А вот за рубежом совсем другая ситуация, тот же Райнер Кница, о котором я упоминала выше, — автор более 600 игр, поверьте, живет безбедно, занимаясь при этом только разработкой настольных игр. Не верите? Вот его сайт — http://www.knizia.de/reiner-knizia/

Сколько раз нужно протестировать игру, чтобы понять, что она работает и отвечает поставленным задачам?

Как говорится, много текстов не бывает. =)

В нашем издательстве тестирование, для полного цикла разработки, можно разделить на четыре этапа: автор сам тестирует свою игру, мы тестируем у себя в отделе и смотрим нет ли поломов, отдаем на сторонние тесты (обычно в этот момент еще не все оформление готово), и наконец, четвертый этап, когда уже оформление готово, но игра еще не отдана в печать, здесь мы сосредотачиваемся на дизайне, смотрим чтобы не было ошибок и все было понятно и наглядно.

Как вы видите будущее настольной индустрии?

Сейчас отечественные издательства начинают активно штурмовать американские и европейские рынки, и в будущем эта тенденция только усилится.

Уровень российский разработчиков с каждым годом улучшается, и в вкупе с первой тенденцией, в ближайшие три года появится пара-тройка отечественных хитов, которые будут известны по всему миру.

Расширится рынок как внутри России, так и в странах СНГ. При этом, аудитория настольных игр увеличится не только количественно, но и качественно, люди начнут покупать более сложные игры, в том числе и для семейного досуга.

Где учиться разработке игр?

Ох, пока в России с этим не очень… Если в целом геймдузайну, то есть Scream School и ВШБИ, на первых курсах, я, к слову, училась.

Если именно настольному геймдизайну, то с этим труднее… Но  давайте будем честны, чтобы хорошо делать игры, в первую очередь, надо их делать. Только с умом и рефлексируя. =)

Мой основной совет: найдите других авторов настольных игр и попытайтесь обменяться  с ними опытом, в этом могут помочь, например, ГРАНИ — сообщество авторов настольных игр.

В какие настольные игры Вы бы порекомендовали поиграть и для чего?

Ну и как бонус, вот вам пул полезных ссылок, которые греют мою душу:

А еще два занятных блога:

  • https://vk.com/handswings — блог одного из ведущих русских авторов настольных игр.
  • http://www.terraboard.ru/?m=0 — очень живой блог заядлого игрока в настольные игры, если сарказм и мат вам претят, то лучше не переходите по ссылке =)

 

Специально для портала GameConstructor.Ru