Деятельность, связанная с обучением и развитием людей, обязывает профессионала иметь широкую палитру форм, средств, методов и технологий. От правильного выбора методов и форм зависит, насколько качественно удастся донести содержание обучения.
Единство формы и содержания очень важная вещь. Только, когда форма соотносится с содержанием, а содержание легко транслируется через форму, можно считать, что успех обеспечен.
В сегодняшнем кратком обзоре, мне бы хотелось остановиться на самых известных формах, определить их понятия и назначение применения с акцентом на то, что форма и метод – это вспомогательные инструменты, которые выбирает профессионал для достижения конкретной цели и для решения конкретной задачи.
Итак, «Тренинг». Тренинг – это форма интерактивного обучения, целью которого является формирование определенных знаний, умений, навыков. В тренинге используется комплекс методов, и все они направлены на формирование и развитие навыка. Мы прибегаем к форме тренинга, когда необходимо получить в качестве ресурса — «Что». Например: «Знание…Умение…Навык».
«Консалтинг» — консультирование. Суть консультирования в том, чтобы передать набор алгоритмов или решений, которые приведут к заданному результату. Мы прибегаем к консультированию, как правило, когда не хватает ресурса — «Как». Например: «Как сделать… как разработать…как внедрить…как повысить…».
Задача «Коучинга», как метода, стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания и умения, самостоятельно формировать новые модели поведения, а также самостоятельно извлекать и анализировать опыт, преобразуя его в качественно другие действия. «Коучинг» направлен на поиск внутренних ресурсов. Мы прибегаем к коучингу, когда есть потребность в ресурсе «Зачем». Например: «Зачем делать… зачем реализовывать… зачем тренинг… зачем консалтинг… и все вот это зачем».
«Игра», во всем ее многообразии и производных от нее, это— имитация, моделирование, воспроизведение какого-либо реального процесса или ситуации. Это совокупность действий, которые необходимо выполнить игрокам, чтобы достичь определенного результата. Совокупность действий требует применения совокупности навыков, причем «здесь и сейчас», а не «завтра-потом». Опыт в игре приобретается через действие, деятельность, практику. А практическая деятельность — самый эффективный способ не только усвоить информацию, но и выработать новую поведенческую модель. Мы используем игру, когда есть потребность «сделать и получить опыт через действие». И здесь ключевым словом будет слово «Делать».
Ну и «Бизнес – симуляция», в сущности своей – игра. Игра, которая имеет прямое отношение к бизнесу, так как ее задача в том, чтобы имитировать реальные бизнес – процессы и бизнес — ситуации. И, на мой взгляд, бизнес — симуляция – это отличный способ конвертировать виртуальные потери в реальные достижения.
В заключении скажу, что игра применяется в тренинге, коучинге, консалтинге там, где знания и умения необходимо связать с практической деятельностью и встроить навыки в новую модель поведения. Как, впрочем, и тренинг, и коучинг, и консалтинг могут быть встроены в игру, если способствуют достижению результата в совершенно конкретном случае и уместны в обозначенном контексте.
А если, все-таки, говорить об отличии игры, как метода, то он наиболее из всех перечисленных, ориентирован на обучение через действия.
© Мария Лукина