Интервью с Варварой Селиной

Расскажите немного о себе, чем Вы занимаетесь, кроме игр? Или чем занимались до них?

По специальности я филолог. На втором курсе стала работать копирайтером в Мосигре и других компаниях, после университета три года работала в интернет-маркетинге и преподавала языки. До сих пор я описываю настольные игры для Мосигры, преподаю итальянский, работаю в Конструкторах сообществ практики модератором и разработчиком программ, не только игропрактиком.

Какова Ваша специализация? Какие игры Вы создаете?

На работе я создаю прикладные живые и настольные игры. Настольные обычно для бизнеса, живые чаще в образовании и проектной деятельности. Мое хобби и практика – это художественные ролевые игры, процесс их создания сильно отличается от прикладных.

Как давно Вы разрабатываете игры?

Мастерить свою первую художественную игру я взялась в 2014. Сейчас я почти каждый год участвую в создании 1-2 таких игр. Это может быть как огромная полигонная игра на 1000 человек, так и небольшая игра в помещениях на 50. Прикладные игры я начала разрабатывать в 2016 году.

Как все начиналось? Почему игры?

Многие игропрактики вышли из ролевиков. Полноценные курсы по созданию игр появились до смешного недавно, поэтому кроме как самостоятельно научиться этому было нельзя. Мы жили в мирах, созданных другими, и некоторым в определенный момент хотелось быть не только потребителем, но и творцом. Довольно быстро я поняла, что делать игры мне нравится даже больше, чем играть. Этот язык стал мне знаком до того, как я научилась создавать игры по техническому заданию.

В какие игры Вы играли в детстве? Что с тех пор изменилось?

Я была тихим книжным ребенком, и условия нашей жизни не особенно позволяли мне играть с другими детьми. В последних классах школы я пошла учиться фехтовать и организовала домашний клуб настольных игр. Теперь у меня профдеформация, и я с диким скрипом сажусь играть в настолки – «станки, станки, станки». А вот делать могу.

Что Вас больше всего увлекает в создании игр?

Меня вообще в жизни увлекает магия создания чего-то из ничего. Вот не было игры, а теперь она есть. Еще мне очень важна реакция людей и отклик, который игра в них находит. Дико вдохновляют отзывы вроде «Спасибо за игру! Мне теперь есть, о чем подумать: кажется, я знаю, чем хочу заниматься в жизни…»

Есть ли у Вас любимые темы?

В играх сложно с понятием тема: есть идея игры, сеттинг, механики, работающие на определенные цели. Мой идеальный салат из всего этого довольно сложный.

Что самое главное в игре? В чем залог ее успеха?

Истина из учебников – фан. Игрок должен хотеть играть в игру, принимать ее, соглашаться с ней, не хотеть отрываться от нее. Если она ему нравится – все получится. Игра может быть сложной, она может действовать на границы и комплексы, заставлять много думать или испытывать физический дискомфорт. Но если она цепляет, это и есть тот самый фан, который сложно перевести на русский просто как «веселье».

Как неопытному игроку понять, хорошая игра или не очень?

Нравится игра? Значит, классная. При этом, опираясь на советы окружающих, надо помнить, что люди разные, типы игроков тоже, и то, что нравится одному, может быть занудно и бессмысленно другому.

Вы сами играете в свои игры? Как часто? С какой целью?

Большие художественные игры создаются на один раз, в них невозможно полноценно поиграть самому. Небольшие, так называемые кабинетные игры, могут проводиться много раз – знай, собирай аудиторию. То же самое и с живыми прикладными. Вот эти игры мы стараемся сначала тестировать на друзьях. Настольные игры вообще нужно тестировать десятки раз, пока они уже сниться не начнут и вам, и друзьям.

Какой своей игрой Вы больше всего гордитесь?

В проектах я чаще всего не лидер, а член команды. Поэтому у меня практически нет своих-своих игр – я помогаю другим или делаю какой-то кусочек большой игры. В прикладных я, наверное, сейчас больше всего горжусь последней игрой на 250 человек, которую я разработала для Форума рабочей молодежи в Нижнем Тагиле.

Как Вы применяете игры в своей практике/профессии?

Помимо того, что сейчас игры – это одна из самых активных моих практик, я применяю игровой метод к преподаванию языков.

Поделитесь самым удачным своим кейсом применения игр?

Важный для меня кейс связан как раз с языками. Летом 2017 я разработала и провела полностью игровую летнюю школу итальянского языка в Риме. Там были игровые упражнения, ролевые игры, постановка спектаклей, игрофикация – все на итальянском языке. Школа дала прекрасные результаты по поставленным целям.

В чем, на Ваш взгляд, самое большое достоинство настольных игр, как формата?

Настольные игры упаковываются в коробку и не зависят от ведущего. То есть, ты купил игру и можешь играть, не надо ничего организовывать.

Самый экстравагантный заказ на разработку?

Не уверена, что это описывается словом «экстравагантный»: внезапный заказ на пять проектных игр для студентов, которые не говорят по-русски. Большинство их было китайцами, и мы справились во многом благодаря старшим студентам, которые могли помочь переводить и вести. Пришлось резко изучить их психологию как игроков, сделать просто, понятно, но в рамках курса по основам проектной деятельности.

Сколько в среднем занимает разработка одной игры?

Сильно зависит от масштаба и задачи, вдохновения и опыта. Если вы сделали уже тонну игр, хорошо знаете механики, то есть, какими инструментами чего можно добиться, то вы вообще можете за полчаса накидать хорошую идею с правилами. Понятно, что полноценная разработка с подготовкой игровых документов и компонентов, дизайном и описанием займет не один день.

Сколько раз нужно протестировать игру, чтобы понять, что она работает и отвечает поставленным задачам?

Зависит от типа игры. Для живой часто хватает одного раза. Настольную лучше затестировать до дыр. Когда клиент ее купит, вы уже не вытянете сложные моменты на харизме или импровизации.

Есть ли разница между разработкой бизнес-игры для корпоративного заказчика и легкой развивающе-развлекательной игры для детей?

Да, конечно, разница существенная. Обе игры могут быть очень сложными в разработке, но акценты будут ставиться на разные вещи, будут использованы разные механики и подходы.

Сколько стоит разработать игру? Есть ли стандартная цена на такие услуги?

Поскольку игры очень разные, единой цены нет. Настольные игры команда разработчиков начинает делать от полумиллиона. У начинающих игропрактиков можно заказать и живые, и настольные игры за меньшие деньги. Тут как во всем рынке: «быстро, качественно, дешево – выбери два любых пункта». Часто у опытного исполнителя есть в запасе прикладная игра под запрос заказчика: тогда для заказчика это может стоить гораздо дешевле. Советую сначала спросить у исполнителя, нет ли такого варианта, а уже потом заказывать уникальную разработку с нуля.

Как быстро окупаются такие инвестиции?

Обычно игра заказывается под некую задачу. Потренировать студентов в какой-то деятельности, диагностировать какие-то компетенции у работников, добавить в длинное мероприятие осмысленную активность и т.п. Задача выполнена? Инвестиция окупилась. Если компания заказывает игру для продажи или регулярного оказания услуг, то там уже внутренний расчет, сколько игра должна стоить, чтобы поскорее окупить ее разработку.

Как выбрать исполнителя на разработку игр? Ваш совет заказчикам.

Максимально внимательно смотреть на исполнителя, слушать его, отбрасывать понты и понимать, на вашей ли волне человек, легко ли будет вам друг друга понять. Не стесняться просить резюме и рассказов о релевантном опыте. Составлять нормальное профессиональное ТЗ, а не «ну-у-у, я хотел бы такую игру, чтобы и то, и это, и танцующие обезьяны…», ставить четкие сроки. И смотреть, какая на это реакция. Среди игроделов есть действительно творческие люди, а не роботы-компиляторы, и надо понимать особенности работы с ними.

Выбираете ли Вы заказчиков? Были ли случаи, когда Вы отказывали заказчику? Почему?

Заказчик часто не может сам понять, чего бы ему хотелось. Он услышал, что игры – это модно, и хочет их себе. Это опасный момент, потому что может оказаться, что результат его не удовлетворит – он не знал, чего хотел, поэтому не может оценить продукт и работу игропрактика. Есть деньги и форматы, за которые я не берусь работать. Например, заходы вроде «да чего вам стоит, у нас и так нет денег, давайте за двадцаточку игру на три класса?» Или заказы, которые сначала звучат как игра, а оказывается, что это корпоратив на 100 человек. Игропрактики – не аниматоры.

Что бы Вы порекомендовали почитать (книги, сайты) заказчику до того как заказать игру?

Есть раздел для заказчика в недавно вышедшем Справочнике игропрактика. Я бы рекомендовала заказчику прочитать эту небольшую книгу полностью, чтобы ориентироваться в сфере и говорить на одном языке с исполнителем.

Какие мероприятия Вы бы порекомендовали посетить? Как разработчикам, так и заказчикам.

Клуб игропрактиков и модераторов проводит различные мероприятия, где можно научиться полезному, познакомиться вживую с разработчиками. Недавно, например, в рамках клуба я проводила мастер-класс по написанию понятных правил к настольной игре – совершенно бесплатно. А 13-14 апреля в Москве будет большая конференция Work, Play & Create, на которой соберется весь свет игропрактиков и игрофикаторов России. Ее можно посетить дистанционно, если вы в другом городе.

В какие игры Вы бы порекомендовали поиграть и для чего (свои и чужие)?

Я бы рекомендовала играть во все игры, как только есть возможность. Прикладные, обычные настольные, художественные, театральные, детские. Каждая игра – это +1 в ваш опыт. Каждая игра расширяет ваше знание темы и набор инструментов. Когда мы с Юрием Некрасовым, одним из топовых игропрактиков страны, ездили проводить интенсив Школы игропрактики в Якутию, его спросили: «Как стать таким, как вы?» На это был один ответ с улыбкой: «Вернуться на 25 лет назад и начать играть». Но начать никогда не поздно и сейчас, быть особенным, делать то, чего не делают другие, изучать проверенные подходы и не бояться пробовать новые. И играть-играть-играть.

Есть ли сферы, где игры не работают? Почему?

Скажем так, есть подход, в котором игры не работают. Игры – не панацея и не самостоятельный инструмент. Игры не учат, они дают безопасный полигон для практики. Все истории «сделайте игру, чтобы научить наших сотрудников бухучету» не работают. И полностью игровые образовательные программы – тоже. В мою летнюю школу приехали ребята, которые уже год-два изучали итальянский. Играми мы не учили язык, мы пробивали языковой барьер и учились свободно общаться, поэтому самый важный для меня итог школы – это личностные изменения участников. Искусство дизайнеров образовательных программ с игропрактикой или игрофикацией как раз в том, чтобы это грамотно сочетать со стандартными педагогическими методиками. Бухучет? Хорошо, сначала день мастер-классов и теории, вечером игра, в которой они смогут попробовать все то, чему научились.

Как вы видите будущее игр? Каковы Ваши прогнозы развития отрасли в целом и «настолок» — в частности?

Игры сейчас на пике. Они из модной штучки переходят в разряд привычной и чуть ли не обязательной. Уже даже ролевое сообщество выходит из тени, и у все меньшего количества людей после фразы «мы играем в ролевые игры» в голове начинается хоровод из латекса и полуголых сантехников. Настолки переживают очередную волну популярности, и это хорошо для общества. Такое времяпрепровождение выходит в норму и, будем надеяться, продержится до тех пор, пока мы не нырнем в дополненную реальность уже не с трубкой, а с аквалангом.

Были ли у Вас «epic fails»? В чем были их причины? Какие выводы Вы сделали для себя и какие советы могли бы дать начинающим разработчикам?

Больше опыта, больше фейлов. Пока, наверное, ярких и смешных не было. Бывает, что какая-то твоя задумка не работает так, как хотелось бы, или дает другой эффект. Начинающим я бы дала важный совет: это экспериментальная сфера, не стоит убиваться и хоронить себя после ошибки. А вот научиться импровизировать, уметь менять что-то на ходу, не теряя общей рамки, грамотно рефлексировать, собирать конструктивную обратную связь и перерабатывать игру по ее итогам – очень важно. Вы любите правки ваших текстов? Я ненавижу. Очень больно переписывать. Вот игру часто переделывать так же больно, но нужно.

Где учиться разработке игр?

В первую очередь – играть. Это можно делать везде. Играть и анализировать «как это сделано». В Москве, Казани и Екатеринбурге есть возможность пойти учиться. Собственно, в Екатеринбурге мы с Юрием Некрасовым запустили Школу игропрактики Урал, первый выпуск которой был в феврале этого года. У нас есть и программа интенсивов, с которыми мы на 2-3 дня выезжаем в другие города. У Вадима Дмитриева стоит поучиться делать настольные игры, он тоже ездит по всей стране. Игрофикации можно учиться по хорошим онлайн-курсам на Coursera (курс на английском с русскими субтитрами) и Stepik (русскоязычный курс, во многом повторяющий курс Пенсильванского университета, но со множеством своих наработок). Сейчас много, кто решает зарабатывать обучением делать игры: преподавателей стоит выбирать по той же схеме, что и заказчиков.

Можно ли, на Ваш взгляд, сделать на этом карьеру? Что нужно делать, чтобы стать крутым разработчиком?

Если серьезно в это вкладываться, карьеру сделать можно, и ее делают. Надо понимать, что карьера в играх не легче, чем в любой другой сфере. И лучше параллельно интегрироваться в смежные сферы, чтобы в момент насыщения рынка иметь запасную лестницу. Если быстро и сухо: играть, делать игры, общаться с нужными людьми, держать репутацию.

Видите ли Вы сферы, отрасли, с которыми можно было бы объединить разработку игр для синергетического эффекта? Какие вообще дополнительные навыки, опыт и знания необходимые разработчику? Какое базовое образование нужно?

Кстати, у Анатолия Казакова, одного из разработчиков и ведущих Школы игропрактики в Москве, есть целый список необходимых для игропрактика компетенций, о них он тоже будет рассказывать на конференции в апреле. В моем поле зрения игры мягко размазаны по четырем сферам: образование, бизнес, развлечения и медиа, психология и коучинг. Соответственно, кем бы вы не были, в вашу деятельность, скорее всего, можно внедрить игры или игрофикацию. А базовое образование у всех игропрактиков очень разное. Было бы круто каждому разбираться в психологии, хотя бы базовой, экономике – тоже базовой.

О чем Вас спрашивают заказчики? Что их больше всего интересует в разработке игр?

Естественное беспокойство «а получится ли?» Потому что игра хоть и продукт, а не невидимое что-то, вроде аудита сайта, заказчик должен неплохо доверять исполнителю: одно дело уметь создавать игры, другое дело – достигать ими поставленной задачи.

Что нужно знать до того как начать проект по разработке игры? Как исполнителю, так и заказчику.

Заказчику нужно знать, чего он конкретно хочет добиться игрой. Исполнителю нужно понимать, правильно ли он слышит заказчика и может ли он сделать то, что тот просит.

Что важно учесть, когда сдаешь игру? 

Игра, увы, не контрольная, не ремонт, ее сложно просто положить на стол в ожидании оценки, ее сложно потрогать и проверить быстро, все ли выключатели работают. Она может сработать на одной аудитории, и провалиться в другой. Она может быть классной при харизматичном ведущем, и быть унылой при унылом. Важно делать игру по ТЗ, чтобы она действительно выполнила желания заказчика, и достойно продемонстрировать.

О создании какой игры Вы мечтаете?

У меня есть пара идей для художественных игр в сеттингах Игры престолов и фильмов Тарантино. Когда-нибудь я решусь потратить год на постоянную работу над игрой, и поставлю их. Еще я хочу продолжить разрабатывать образовательные курсы с играми, примерять, смотреть, как некоторые уже готовые игры по-новому раскрываются для других целей, и какие еще игры можно делать под языковые задачи.

 

Специально для портала GameConstructor.Ru