Любой компании периодически необходим мониторинг внутренних процессов. И существует немало методов и способов получить данные для анализа ситуации. В их числе бизнес-игры или симуляции, в основе которых лежит имитация бизнес-процессов.
Благодаря своей отличительной особенности, способности «вовлекать», которой в меньшей степени обладают другие методы мониторинга, игра дает возможность получить конкретный и развернутый ответ на вопрос «Что происходит?»
Бизнес-игра наглядно демонстрирует текущую ситуацию в команде, отражает происходящие в ней процессы и переводит скрытые, иногда деструктивные процессы, в область видимого.
Когда проблема вскрыта и обозначена, всегда есть варианты ее решения.
С помощью такого инструмента, как бизнес-игра, можно собрать необходимые данные о:
- кросс-коммуникациях;
- стадии развития команды/компании;
- распределении ролей, функциональных обязанностей и зон ответственности;
- а также, например, провести диагностику потребности в обучении и готовности к изменениям.
На самом деле, это лишь малая часть того, что можно получить в качестве данных по результатам проведения бизнес-игры.
Опираясь на свое представление об игре, как некой «около реальности», участник игры получает свободу действий и безопасность, поэтому в игре можно наблюдать проявления, которые по разным причинам, были скрыты в неигровом контексте.
Что касается оценки, то, если структура, содержание и механика игры настроены на создание условий для проявления индикаторов требуемых качеств, способностей, знаний, умений, навыков, называемых вместе компетенциями, то мы сможем наблюдать, фиксировать и измерять их.
В процессе бизнес-игры хорошо видны как личные, так и командные стратегии, индивидуальные и организационные модели поведения, соотношение личной и корпоративной культур, ценностные и мотивационные составляющие, эмоциональный фон, потребности.
Диагностическую, оценочную и прогностическую функциональности игры, как метода, невозможно переоценить.
В своей практике применения бизнес-игр я заметила интересное явление. Случается так, что устав от вовсе не виртуальных корпоративных «игр», неидентичных несвойственных им ролей, люди начинают воспринимать бизнес-игру как реальность, в которой можно стать собой.
Реальность становится для них игрой, а игра — реальностью.
© Мария Лукина