Игра как метод работы – важный инструмент в деятельности вожатого. Важно, чтобы вожатые знали игры и владели методикой их проведения. Тогда каждая свободная минута может быть наполнена игрой. Играть можно у столовой, на сборах актива, в актовом зале до начала мероприятия, на спортивной площадке и т.д. поэтому важно знать разнообразные виды и классификации игр.
Игры классифицируются по разным признакам:
- по задачам, поставленным перед игрой: на знакомство, на сплоченность коллектива, на установление отношений между мальчиками и девочками, на выявление лидеров, на выявление особенностей и т.д.;
- по степени активности детей: подвижные, сидячие, стоячие;
- по месту проведения: на местности, на природе, в помещении, за столом и т.д.;
- по жанру: дидактические, познавательные, трудовые, музыкальные, строительные, игры-тренинги, игры-развлечения, игры-шутки и т.д.
Выделяют следующие виды игр:
Художественные игры, требующие от участников проявления творческих и художественных способностей:
а) музыкальные: программа “Угадай мелодию”;
б) актерские: “Спонтанный театр”;
в) изобразительные: “Дополни рисунок”;
г) литературные (лингвистические).
Спортивные игры, направленные на физическое развитие:
а) игры на местности: «12 записок».
б) эстафеты: “Бег в мешках”, “Бег на трех ногах”;
в) игры-упражнения, тренирующие координацию движений, ловкость, реакцию: “День-ночь”.
Познавательные игры, включающие вопросы и задания, связанные с различными областями знаний:
а) викторины, конкурсы: игры “Контакт”, “Города”;
б) загадки и головоломки;
в) ребусы, шарады и т.п.
Интеллектуальные (развивающие) игры, направленные на тренировку психических процессов и умственных способностей:
а) памяти: “Запомни символы”;
б) внимания: “Коленочки”;
в) наблюдательности: “Опиши предмет”;
г) логического мышления: “Мой Правый Сосед”
д) воображения: “Групповой рассказ”.
Психологические игры, дающие возможность углубиться в мир взаимоотношений с окружающими и с самим собой, направленные на:
а) осознание себя, самопознание: “10 предметов, что меня характеризуют»;
б) доверие, взаимопонимание: “Зеркало”;
в) умение слушать: “Рассказчик”, “Салонный разговор”;
г) достижение согласия и разрешение конфликтов:
Организаторские игры, связанные с решением вопросов, возникающих при создании коллектива и в дальнейшей работе с ним:
а) знакомство с людьми и с местностью: “Снежный ком”, “Клубочек”.
б) разбивка на группы: “Молекула”;
в) выявление лидера: “Построения”;
г) раскрепощение, сплочение группы: “Путаница”;
д) планирование: “Мозговой штурм”;
е) игры с залом: “Гол-мимо”.
Источник