Интервью с Алексеем Муном

Расскажите немного о себе, чем Вы занимаетесь, кроме игр? Или чем занимались до них?

Вообще за всю жизнь мне приходилось заниматься очень разными вещами – около десяти лет проработал журналистом в различных изданиях, от новостей до глянца, знаю на практике как работает удаленная поддержка клиентов, в юности успел побыть продавцом-консультантом, это из того что сразу приходит на ум. Помимо работы писал художественные тексты и даже опубликовал парочку рассказов в сборниках, в свободное время перевожу с английского… Хотя последнее не совсем укладывается в рамки вопроса – перевожу я книги для настольных ролевых игр.

Какова Ваша специализация? Какие игры Вы создаете?

Наша команда работает в двух направлениях – мы делаем развлекательные игры, а также занимаемся разработкой игровых тренингов, бизнес-симуляций, материалов для игропрактических обучающих сессий и т.д.

Как давно Вы разрабатываете игры?

Сложно оценить период. По некоторым критериям можно сказать, что всю сознательную жизнь. Если ограничиться серьезными и проектами, которые я прошел от начала до конца и в итоге был получен цельный применимый результат, то где-то последние десять лет.

Как все начиналось? Почему игры?

Для меня оценка любых процессов через призму игрового опыта это, можно сказать, образ жизни. Я бы сказал, что с моей точки зрения любая активность человека это игра. Даже очень серьезные события, в которые вовлечены хотя бы две стороны, отличаются от развлекательных настольных игрушек только комплексностью правил и масштабами того, что поставлено на кон. А значит, все на свете можно представить в виде игры. Мне всегда было проще оценивать как свои, так и чужие действия именно так – в какой-то момент отстраниться, представить, что все это игра, принять решение, а потом уже «вернуться» и продолжать.

В какие игры Вы играли в детстве? Что с тех пор изменилось?

Уличные игры вроде «городков», «гигантских шагов» — думаю все, кто родился в начале восьмидесятых, в это играли.Это в детстве. Если не считать игр в стиле «кинь-двинь» на последней странице журнала «Мурзилка», то на первую настольную игру я наткнулся уже подростком, она называлась «Биржа», и описывала процессы валютных котировок. Там были разноцветные карточки на плохом картоне и неровный игральный кубик. Несмотря на такое неказистое исполнение, игра меня просто поразила – я очень хорошо прочувствовал, что вот там внутри понарошку происходит некий процесс, и я могу на него влиять своими действиями.

Что Вас больше всего увлекает в создании игр?

Создание игры это как создание механизма. Ты собираешь детали, некоторые у тебя в голове уже есть, некоторые приходится изобрести. А потом все это складывается вместе и начинает работать. Вот это, вроде бы простое, но самое для меня захватывающее – смотреть, как запускается твой механизм.

Есть ли у Вас любимые темы?

В играх, на мой взгляд, хороша любая тема, если она отвечает задаче, ради которой игра создается.

Что самое главное в игре? В чем залог ее успеха?

Во-первых, цельность. Как и в любом произведении, в игре все должно иметь свою функцию и подходить к остальным составляющим. Это касается любой игры. Во-вторых, если говорить о развлекательных играх, то конечно рекламный аспект – успех любого развлекательного продукта на рынке сильно зависит от того, как много людей о нем знает, и игры тут никоим образом не исключение. Принципиальная механика «Angry Birds» — снаряд, разрушающий шаткие домики, — была придумана задолго до того, как вышли птички, но успех получили именно они.

Как неопытному игроку понять, хорошая игра или не очень?

Я бы сказал, что это похоже на книги или фильмы. Очень зависит от вкусовых предпочтений. Если игрок неопытный, но хочет приобщиться… Я бы просто дал такому человеку два совета. Во-первых, если игра вам понравилось и вам хочется сыграть еще – играйте. Удовольствие от процесса – главное в любой развлекательной деятельности. Во-вторых – пробуйте новое, всегда есть шанс, что следующая игра понравится вам еще больше.

Вы сами играете в свои игры? Как часто? С какой целью?

Конечно же, много играю на стадии разработки – чтобы оценить. После выпуска реже, чаще чтобы продемонстрировать другим.

Как Вы применяете игры в своей практике/профессии?

Тренинговые и обучающие игры своего производства мы проводим для компаний-заказчиков. По сути, такую игру мало разработать и выпустить – для полного эффекта ее должен кто-то провести. В части случаев мы делаем это сами.

В чем, на Ваш взгляд, самое большое достоинство настольных игр, как формата?

В первую очередь наглядность и компактность. Используя тематические настольные игры в обучении, грамотный преподаватель-игротехник может продемонстрировать аудитории такие тонкости обсуждаемой темы, которые никаким методическим пособиям не донести.

Сколько в среднем занимает разработка одной игры? Сколько раз нужно протестировать игру, чтобы понять, что она работает и отвечает поставленным задачам? Сколько обычно требуется итераций по доработке игры?

Игры это продукты неравномерные и разнообразные. Я в своей практике видел игровые обучающие модули, которые собирали из готовых моделей за сутки перед проведением и они отлично работали. А были и такие, что разрабатывались в течение полугода. В среде развлекательных игр есть примеры, которые разрабатываются вот уже многие годы после релиза – к ним выпускают дополнения и расширения, перерабатывают механики, изменяют их сообразно изменениям рынка.

Есть ли разница между разработкой бизнес-игры для корпоративного заказчика и легкой развивающе-развлекательной игры для детей?

Принципиальной разницы нет – сначала будет концептуальная модель, потом ее доработка, тесты, и в итоге получится продукт. Разница скорее огранизационно-идеологическая: в отношении, уровнях и количестве согласований, временных затратах, «сверхидее».

Какие мероприятия Вы бы порекомендовали посетить? Как разработчикам, так и заказчикам.

Сейчас довольно много мероприятий, посвященных играм. В России уже несколько лет проходит конференция «Work, Play & Create», это крайне полезное мероприятие для любого, кто хотел бы ознакомиться с историей игр и их применения в самых разных сферах. В Санкт-Петербурге ежегодно проводится «Граникон», это конвент начинающих разработчиков развлекательных игр, которые ищут издателя. За рубежом на территории Европы никак нельзя пройти мимо выставки SPIEL в Эссене, в Америке это «Gen con», в нашей стране «Игрокон».

Есть ли сферы, где игры не работают? Почему?

Можно спорить, но я считаю, что нет. Выше я уже про это говорил: любую деятельность можно представить в виде игры. Сложности могут возникнуть только из-за человеческого фактора, если люди не готовы принимать такой формат.

Понятно, что в каких-то вопросах игра должна будет комбинироваться с чем-то еще. К примеру, в обучении никак не обойтись без лекций и самостоятельного усвоения материала студентом. Но вот обучение применять полученные знания на практике это как территория игры.

Что нужно знать до того как начать проект по разработке игры? Как исполнителю, так и заказчику.

Заказчику нужно определиться в первую очередь с вопросом – зачем ему эта игра. Исполнителю – суметь без ошибок и искажений получить эту информацию от заказчика. Если этот этап успешно пройден, у игры появляется шанс на рождение.

 

Специально для портала GameConstructor.Ru