Интервью с Ильей Сергеевым

Расскажите немного о себе, чем Вы занимаетесь, кроме игр? Или чем занимались до них?

В моей жизни мало явлений, не связанных хотя бы краешком с играми в разных проявлениях. Играми я занимаюсь и по работе, и в качестве хобби.

Если формально отвечать на вопрос, то по образованию я учитель истории, по другому, неполному – инженер. Люблю космос, роботов, историю, фантастику и что-нибудь кому-нибудь доказывать. Я зануда, перфекционист и ролевик.

А времени «до игр» не было. Я играю сколько себя помню, как-то постепенно начал и делать, а со временем – и в качестве профессии.

Какова Ваша специализация? Какие игры Вы создаете?

Самым точным словом будет «разные». Если у меня есть возможность сделать игру по-новому, то я это сделаю.

Если формально отвечать на вопрос, то знаю и умею делать игры живого действия, настольные, настольные ролевые, квесты в реальности, бизнес-игры, художественные. Пробую залезть в компьютерные.

Моя главная специализация – удержание фокуса игры, чтобы она выполняла те задачи, на которые и направлена. Кроме этого, мне нравится заниматься правилами игры и сюжетом. Ну и проведением, конечно.

Как давно Вы разрабатываете игры?

Сложно отследить чёткое начало, но это было где-то в младшей школе.

Прямо всерьёз: настольные примерно с 2004, живые примерно с 2006, стал использовать как основной источник дохода с 2012.

Как все начиналось? Почему игры?

У игр много преимуществ, пользы и причин, почему они увлекают людей, но не это тема нынешнего разговора. Если вкратце, то игра – это интересная, безопасная и конечная смена деятельности, неудивительно, что она привлекает внимание.

С профессиональной точки зрения я просто в какой-то момент осознал что обладаю востребованным опытом в моём любимом занятии. Ну и понеслось.

В какие игры Вы играли в детстве? Что с тех пор изменилось?

Во все, до которых смог дотянуться, конечно. Начиная с пряток и кончая сложными настольными и приставочными.

Про второй вопрос: с каких «тех пор»? Всё ещё играю во всё, до чего могу дотянуться: игр так много, а меня так мало… Разве что сейчас люблю игры любого формата – но поумнее, с идеей, стройно сделанные. Ну и вообще, теперь много внимания обращаю на дизайн и структуру игры.

Что Вас больше всего увлекает в создании игр?

Тут я могу дать сразу несколько ответов:

То, что я называю «вторая стадия» — когда хоть что-то уже стало понятно, появился фундамент, и теперь на нём начинают громоздиться идеи, но подробной детализации пока не требуется. В этот момент всегда появляется ощущение: «Ух, как круто получается!» Оно скоро пройдёт, но пока очень вдохновляет.

Появление идеи, идеально встраивающейся в механизм игры. Внутренний перфекционист оказывается в экстазе.

Ну и, наконец, когда ты видишь, когда сторонние люди играют в результат твоего труда, как реализуются заложенные идеи и механизмы, ты понимаешь, зачем всё это делаешь. Ведь ты не находишь игру где-то, ты действительно привносишь в мир нечто новое.

Есть ли у Вас любимые темы?

Космос. Мне кажется, метафора, связанная со звездолётами и иными планетами может воплотить огромное количество задач. Возможно, это потому, что я фанат.

Если понимать слово «темы» иначе, то я люблю, когда игрок после игры уходит немножко другим, чем до неё. Когда игра его развивает, немножко достраивает его картину мира.

Что самое главное в игре? В чем залог ее успеха?

Чёткая работа на цель. Про каждый элемент игры нужно понимать, что он тут делает, зачем он тут нужен. Не можешь внятно ответить на этот вопрос – меняй или выбрасывай. Ничего лишнего быть не должно.

Как неопытному игроку понять, хорошая игра или не очень?

Неопытному именно игроку? Спросить у опытного и сравнить со своими ощущениями. Попытаться узнать, какие задачи должна решать игра и посмотреть, какие задачи она решает на самом деле. Если ещё проще, то, если неопытному игроку игра не нравится, то либо он – не её целевая аудитория, либо она правда плохая.

Вы сами играете в свои игры? Как часто? С какой целью?

Ну, если не считать тестов, то редко. Во-первых, не во все мои игры можно просто взять и поиграть. Во-вторых, при прочих равных, предпочту получить новый опыт.

Какой своей игрой Вы больше всего гордитесь?

Стараюсь делать так, чтобы каждой игрой можно было гордиться. Получается не всегда, конечно, но это всё равно мои любимые дети.

Поделитесь самым удачным своим кейсом применения игр?

Мой любимый пример. Работал в одной компании, проводящей игры, и в наших технических помещениях был большой бардак, непонятно, что где лежит, куча мусора. Никакие методы руководства не помогали. В какой-то момент я вспомнил, что я вообще-то гейм-дизайнер. И геймифицировал уборку, т.е. сделал из процесса игру. Проблема исчезла через неделю, в течение которой игротехники даже оставались на работе после смен, чтобы поиграть. Это доказывает, что с применением игр далеко ходить не надо, их можно использовать и в деятельности, которая прямо перед носом.

В чем, на Ваш взгляд, самое большое достоинство настольных игр, как формата?

Коробочность. Т.е. то, что в коробке уже есть всё для проведения, вплоть до инструкций.

Самый экстравагантный заказ на разработку?

Есть такое мероприятие: Ролевой Методический Лагерь (РМЛ). Там ежегодно предлагается в течение 2 суток разработать игру на одну из тем-«неберучек». Например, игру про мета-игровое мышление. Или такую, где одинаково интересно зрителю, соучастнику и главному герою. Или про контакт с по-настоящему нечеловеческим разумом. Пожалуй, всё остальное меркнет перед этими вызовами.

Сколько в среднем занимает разработка одной игры?

Очень сильно зависит от формата игры, задачи, моей занятости. От нескольких часов до полутора лет.

Сколько раз нужно протестировать игру, чтобы понять, что она работает и отвечает поставленным задачам?

Формально – не менее трёх после последнего крупного изменения игры.

Сколько обычно требуется итераций по доработке игры?

До идеала – бесконечность.

Есть ли разница между разработкой бизнес-игры для корпоративного заказчика и легкой развивающе-развлекательной игры для детей?

В используемых инструментах – огромная, а в структуре разработки – нет. На самом деле, есть разница даже между разработкой одной корпоративной игры и другой корпоративной игры. Формат и целевая аудитория – лишь два вопроса из технического задания, их там гораздо больше.

Сколько стоит разработать игру? Есть ли стандартная цена на такие услуги?

Нет, нету. Все игры слишком разные, клиенты тоже, заказчики тоже.

Как выбрать исполнителя на разработку игр? Ваш совет заказчикам.

Для начала – услышать отзывы. Всё равно всё в основном сарафанным радио распространяется. А потом – начать диалог и увидеть, понимаете ли вы друг друга или нет.

Выбираете ли Вы заказчиков? Были ли случаи, когда Вы отказывали заказчику? Почему?

Я ещё не всемирно знаменит, чтобы у меня прямо очередь была. Каждый случай уникален, и лишь в диалоге и начале деятельности можно понять, сработаемся ли мы или нет.

Что бы Вы порекомендовали почитать (книги, сайты) заказчику до того как заказать игру?

Справочник Игропрактика, думаю. Там есть вводный материал.

Вообще что угодно, что даст заказчику понять, что такое игра на самом деле.

Какие мероприятия Вы бы порекомендовали посетить? Как разработчикам, так и заказчикам.

И тем и другим: конференции Мастер-зилант, WorkPlay&Create. Разработчикам – возможно, уже упоминавшийся РМЛ. Да и вообще любые игротеки и хакатоны и мероприятия с интенсивной разработкой, это очень помогает.

В какие игры Вы бы порекомендовали поиграть и для чего (свои и чужие)?

Кому? Если разработчикам, то я рекомендую не забывать просто играть, в разное, и постоянно. А не-разработчики пусть сами решают, хотят ли они играть и зачем.

Есть ли сферы, где игры не работают? Почему?

Я думаю, есть игры, где игры плохо работают, если они ничем не подкреплены. Например, вряд ли образовательный процесс будет состоять только из игр.

Как вы видите будущее игр? Каковы Ваши прогнозы развития отрасли в целом и «настолок» — в частности?

Сейчас заказчики начинают интересоваться играми, не всегда толком понимая, что это такое. В будущем, я думаю, понимание увеличится, игры станут привычным инструментам, пойдёт рост вширь. С настолками, при прочих равных, вряд ли в ближайшем будущем что-то изменится, у них своя ниша. Разве что будет повышение интереса при интеграции технологии дополненной реальности.

Были ли у Вас «epic fails»? В чем были их причины? Какие выводы Вы сделали для себя и какие советы могли бы дать начинающим разработчикам?

Не было только у гениев и тех, кто ничего не делает. Причины, из них же вытекают и советы: самое главное – обеспечить взаимопонимание. Вас с заказчиком, вас с клиентами, вас со всеми. Если у вас есть хоть малейшее сомнение в понимании – надо потратить ещё усилия для его достижения.

Где учиться разработке игр?

См. ответ на вопрос «Какие мероприятия посетить». Кроме этого могу посоветовать Курс Игропрактики или курс Андрея Комиссарова. Но, честно говоря, я далеко не все курсы знают.

Самый надёжный способ научиться разработке игр – разрабатывать игры.

Можно ли, на Ваш взгляд, сделать на этом карьеру? Что нужно делать, чтобы стать крутым разработчиком?

Безусловно, можно. Что нужно делать? Всё просто. Больше играть в игры. Больше делать игры. Держать разум открытым. Не считать, что ты уже всё знаешь.

Видите ли Вы сферы, отрасли, с которыми можно было бы объединить разработку игр для синергетического эффекта? Какие вообще дополнительные навыки, опыт и знания необходимые разработчику? Какое базовое образование нужно?

Да всё, блин, всё нужно! Окружающий мир плохо фрагментируется. Любые знания, любые навыки, которыми вы обладаете, могут вам пригодиться как неожиданно, так и ожидаемо в совершенно разных частях вашей жизни.

По моему опыту, самое необходимое – это готовность и умение работать проектно. Системное мышление. Для создания нужны педагогика, психология, логика и математика, для оформления русский язык и чаще всего дизайн, иллюстрирование, программирование. Для продаж – экономика, ораторство, актёрское мастерство.

О чем мечтает заказчик, когда заказывает игру?

Что он один раз в общих чертах опишет, что ему нужно, и послезавтра получит НЕЧТО, что решит то, что он думает, что хочет решить. Но так не бывает.

О чем Вас спрашивают заказчики? Что их больше всего интересует в разработке игр?

Больше всего заказчика обычно интересует, а точно ли получится. А ещё – а кто я такой. Ну и обычно я спрашиваю больше, чем он – у него при первом разговоре информации в любом случае больше, чем у меня, и её как раз нужно извлечь.

Что нужно знать до того как начать проект по разработке игры? Как исполнителю, так и заказчику.

СОГЛАСОВАННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. И согласованный образ результата.

Что важно учесть, когда сдаешь игру? 

Нужно ещё раз всё перепроверить, начиная с ТЗ и кончая последней деталью игры.

Тут ещё важно, как именно происходит сдача, есть ли прогон игры, или просто передача материалов. Нужно в общем смысле «синхронизироваться» с заказчиком или игроками.

Какой самый яркий результат получили участники Ваших игр?

Я про то уже упоминал. Самый яркий результат – достраивание участниками картины мира. Когда у них по-другому открываются глаза на что-то. Когда они даже не сразу могут слова для этого подобрать. Вот тогда я чувствую, что не зря этим занимался.

О создании какой игры Вы мечтаете?

Я уже давно считаю, что проблема взаимопонимания и умения говорить с окружающими на одном языке и слышать их – это главная проблема всего Человечества. Вот уже пару лет хочу сделать про это игру, да не знаю, как к этом подступиться. Хочу, чтобы люди себе на эту проблему глаза открыли и картину мира достроили.

Какой вопрос Вы бы сами себе задали?

Их два.

Как ты можешь принести больше пользы себе и людям?

Почему ты всё ещё не всемирно знаменит?

 

Специально для портала GameConstructor.Ru