Интервью с Ириной Шишкиной

Расскажите немного о себе, чем Вы занимаетесь, кроме игр? Или чем занимались до них?

Круг моих интересов весьма широк) на мой взгляд, так и должно быть. Не важно, какие именно ты игры создаешь – бизнес-симуляции, настольные фановые, психологические – ты не можешь делать этого хорошо, если не живешь полной жизнью).

Поэтому я не ограничиваю себя в выборе занятий))) на сегодня – действующий консультант по процессному и проектному управлению, мотивационный консультант, оценщик, преподаватель и бизнес-тренер, журналист и писатель-фэнтезист ?

Какова Ваша специализация? Какие игры Вы создаете?

Основная специализация – бизнес. В частности, проектное управление. Игрушки создаю на базе методологий проектного управления – каскад, agile. Поведенческие индикаторы по модели компетенций руководителя проектов. Для меня хорошая симуляция та, которая отображает полную бизнес-модель со всеми ее вариабельностями, рисками и последствиями.

Как давно Вы разрабатываете игры?

С 2014 года. Начала, собственно, в тот момент когда слова «геймификация» и «поколение Y» пересеклись на всех конференциях и во всех корпоративных культурах.

Как все начиналось? Почему игры?

Мы стартовали проект в Питере в 2013 году по комплексной оценке проф компетенций — открытый Чемпионат профессий. Было весело, особенно по части разработки кейсов и упражнений. И в какой-то момент просто осенило – не хватает атмосферы и глубокого погружения! Участники не осознают полной ответственности за свои решения, потому что не видят, как сквозь пальцы утекают финансы!))) одно за другое и моделирование бизнес-процессов сопровождалось играми в стол, а вот теперь они все достаются для реализации своего прямого назначения))

В какие игры Вы играли в детстве? Что с тех пор изменилось?

На первом месте были игры-«воображалки») когда придумываешь себе ситуации и играешь какую-то роль) часто выбирала Эйприл из черепашек ниндзя) в этом плане ничего не изменилось) продолжаем играть и придумывать себе ситуации))))))) но если серьезно – это были игры, связанные с взаимодействием с другими людьми и обязательно с милыми красивенькими миниатюрными элементами – карточками, предметами, зверушками, украшениями. Вот сейчас реализовываю эту страсть на 100% — все мои симуляции базируются на прочных коммуникациях и обязательно состоят из цветных милых и уютных игровых материалов)

Что Вас больше всего увлекает в создании игр?

Процесс придумывания) это, во-первых, здорово бодрит) слышишь, как вскипает мозг)) во-вторых, ты проверяешь на прочность свои причинно-следственные связи, картину бизнес-модели в своей голове. Потому что уже при первом тестировании эти картины пускают серьезные трещины)))

Есть ли у Вас любимые темы?

Да) ферма, рестораны и производство.

Что самое главное в игре? В чем залог ее успеха?

Залог успеха чего?) Если игры – она просто должна зайти. Это необъяснимая химия. здесь нет логики) Если говорить об успехе разработчика – скажу так, успех не в широте аудитории, а в почерке, по которому точно можно узнать автора. Если игры кальки – у меня пропадает интерес и уважение как к автору, так и ко всем его продуктам.

Как неопытному игроку понять, хорошая игра или не очень?

Если прет – игра хорошая. Если не прет – плохая. Все просто. Если этот неопытный игрок преследует бизнес-цели – если игра решает задачи, поставленные перед разработчиком – игра хорошая. Вы хотите знать, можно ли понять «на глаз» — хорошая игра или нет?) Конечно, нет. Нет универсальных критериев, это очень интимный и индивидуальный продукт.

Вы сами играете в свои игры? Как часто? С какой целью?

Редко, только в целях первичного тестирования. Но есть парочка, в которые мы играем дома) С целью развлечения))

Какой своей игрой Вы больше всего гордитесь?

Это забавный вопрос) потом что и всеми и одновременно я не довольна ни одной из них) этот тот самый момент в жизни каждого творца – когда создаешь игру, она словно светится светом воплощения идеала)) но как только проходит определенное время, ты находишь в ней кучу недостатков и кривых элементов. Если на этом акцентировать внимание, можно подхватить две коварные болезни – в первом случае гордости стать разработчиком одной игры. Эта ситуация всем хорошо знакома) когда есть имя, а у имени одно игровое решение)) вторая болезнь – изрядно заниженная самооценка и не использование всего творческого потенциала, что толкает на создание посредственных игр. Мне удобен вариант золотой середины – создаешь максимально хорошо, а потом отпускаешь и начинаешь создавать новое).

Как Вы применяете игры в своей практике/профессии?

В прямом назначении практически – для оценки проф компетенций. Я не раз убедилась, как здорово это работает и намерена продолжать эту практику) еще использую в преподавании для демонстрации методик и инструментов.

Поделитесь самым удачным своим кейсом применения игр?

Разработка игры с демонстрацией хардовых скилзов. Вот это был ассессмент так ассессмент) производственная тема, agile, закупки, теория ограничений и все дела)

В чем, на Ваш взгляд, самое большое достоинство настольных игр, как формата?

Хм) в том, что они играются на столе?) нельзя применить слово «достоинство» ко всей огромной семье настольных игр. Все очень сильно зависит от того, ЧТО это за игра) несмотря на все предести настолок, если игра плохая, то она плохая)

Самый экстравагантный заказ на разработку?

Боюсь, что нет таких кейсов.

Сколько в среднем занимает разработка одной игры?

В среднем 2-3 месяца. Но сильно зависит.)

Сколько раз нужно протестировать игру, чтобы понять, что она работает и отвечает поставленным задачам?

Хорошую симуляцию тестировать следует несколько раз до показа Заказчику, потом с Заказчиком несколько раз с получением обратной связи и доработкой, перед пилотным запуском хорошо бы отработать тест с людьми, которые не имеют отношения к сфере бизнеса Заказчика, и только потом выходить на Пилот.

Сколько обычно требуется итераций по доработке игры?

От 3-4 минимум. Хорошие симуляции дорабатываются постоянно.)

Есть ли разница между разработкой бизнес-игры для корпоративного заказчика и легкой развивающе-развлекательной игры для детей?

Конечно! Вторые разрабатывать намного сложнее!

Сколько стоит разработать игру? Есть ли стандартная цена на такие услуги?

К сожалению, этот бизнес не сильно этичен в нашей стране, посему и цены формируются ситуативно. Сегодня можно разработать игру как за 150 000, так и за 2 млн

Как быстро окупаются такие инвестиции?

Для кого? Для Заказчика? Смотря что он собирается потом с этой игрой делать. Если продавать – то окупит быстро))))) это равнозначно вопросу «как быстро окупают себя дети»)

Как выбрать исполнителя на разработку игр? Ваш совет заказчикам.

Обращать внимание на бизнес-опыт. Не может человек без опыта управления разрабатывать игру для оценки управленческих компетенций. Если понимаете о чем я.

Выбираете ли Вы заказчиков? Были ли случаи, когда Вы отказывали заказчику? Почему?

Да, были случаи. Если я вижу, что у Заказчика «свое видение, как надо это делать» — желаю ему удачи) это слишком дорого для себя работать с такими Заказчиками. Часто это необходимое количество итераций по доработке помноженное на 5.

Что бы Вы порекомендовали почитать (книги, сайты) заказчику до того как заказать игру?

НИЧЕГО НЕ ЧИТАТЬ! Нет контента профессионального качественного на эту тему. Порекомендую быть открытыми и учиться на своих ошибках. Хороший, правда, вариант обратиться к своим коллегам с подобным опытом.

Какие мероприятия Вы бы порекомендовали посетить? Как разработчикам, так и заказчикам.

Не профильные. Разработчики должны развиваться не в играх. Художник не ходит на выставки картин – он черпает свое вдохновение на природе, в театре, поездках и т.д. А вот заказчикам лучше походить по профильным, где можно поиграть.

В какие игры Вы бы порекомендовали поиграть и для чего (свои и чужие)?

Дома или в небольшой компании – активно играть в настольные игры. Это интеллектуальные игры, которые помогут разобраться не только со своими компетенциями, но и со своим отношением к играм вообще. Из настолок, например, люблю все игры Уве Розенберга.

Есть ли сферы, где игры не работают? Почему?

Есть люди, для которых игры не работают. ?

Как вы видите будущее игр? Каковы Ваши прогнозы развития отрасли в целом и «настолок» — в частности?

Не стоит относиться к играм, как к тренду. Игры были всегда и так же будут. Поэтому их развитие будет зависеть во многом от информационных технологий, прогресса цивилизации и смены поколенческих ценностей. Пока есть такие понятия как «компетенция», «дети», «атмосфера», «моделирование», «команда» — игры будут жить) Какое у них будущее с точки зрения бизнеса – что ж, скажу так – ситуация повторяет рынок тренинговых услуг – разработчиков становится больше, а профессионализма нет.

Были ли у Вас «epic fails»? В чем были их причины? Какие выводы Вы сделали для себя и какие советы могли бы дать начинающим разработчикам?

Всегда есть неудачные дубли) Их невозможно избежать. Каждая игра – это проект. Проект – штука уникальная и с высоким уровнем неопределенности. Главный совет – относиться к провалам с благодарностью и быть к ним готовым.

Где учиться разработке игр?

На опыте.)

Можно ли, на Ваш взгляд, сделать на этом карьеру? Что нужно делать, чтобы стать крутым разработчиком?

Карьеру можно сделать на чем угодно. Игры – не исключение. Чтобы стать крутым и востребованным разработчиком, нужно быть: смелым, эрудированным, разрабатывать качественный продукт, быть клиентоориентированным и не самодуром. Пожалуй, так

Видите ли Вы сферы, отрасли, с которыми можно было бы объединить разработку игр для синергетического эффекта? Какие вообще дополнительные навыки, опыт и знания необходимые разработчику? Какое базовое образование нужно?

Это так ведь не работает) нельзя знать в молодости, чем ты будешь заниматься в своем осознанном возрасте. И наоборот – если ты закончил юридический, это совершенно не значит, что ты будешь хорошим юристом да и юристом вообще) Совершенно точно любой разработчик должен понимать, как работает модель бизнеса, «о котором» он разрабатывает. Очевидно, что разработчик – человек с хорошей логикой, абстрактным и системным мышлением в одном флаконе, математик и филолог)))

О чем мечтает заказчик, когда заказывает игру?

О волшебной пилюле.)

О чем Вас спрашивают заказчики? Что их больше всего интересует в разработке игр?

А это действительно работает?
Вы считаете это эффективно?
Но ведь в жизни они не собирают лего же…
Как Вы поймете, что они принимают решения искренне, а не играют роль?
Почему так долго разрабатывать?

Что нужно знать до того, как начать проект по разработке игры? Как исполнителю, так и заказчику.

Нужно четко определиться с образом желаемого результата. Иcполнителю необходимо понимать, чего на самом деле хочет Заказчик. Случается так, что Заказчик хочет игру на командообразование, а ему на самом деле нужна реструктуризация компании) понимаете, здесь тоже работает принцип «не навреди». Заказчику нужно понимать, что разработчик лучше знает, как сделать игру под конкретный запрос и какую механику выбрать. Цезарю цезарево) по сути, это один из сильных конфликтов при разработке.

Что важно учесть, когда сдаешь игру?

Обязательно получить обратную связь! И быть клиентоориентированным. Не оставлять клиента не удовлетворенным. И еще – особенно важно для разработчиков с тонкой душевной организацией – ПОМНИТЬ, ЧТО ВАША ИГРА МОЖЕТ НЕ ПОНРАВИТЬСЯ и это нормально.)

С какими задачами к Вам обращаются заказчики?

Разработать игру для обучения новичков – чтобы познакомить с бизнес-процессами в компании или организационной структурой, разработать симуляцию для оценки конкретных профессиональных компетенций, сделать тренинг ярче и динамичней.)

Какой самый яркий результат получили участники Ваших игр?

Озарение, когда они оказываются на месте смежных функций)) и понимают, что они на своем рабочем месте доставляют своими действиями и бездействиями кучу хлопот своим коллегам.

О создании какой игры Вы мечтаете?

Мощной симуляции в области разработки нанотехнологий)

Какой вопрос Вы бы сами себе задали?

Можно ли научиться разрабатывать игры?

Можно. Можно даже научиться хорошо разрабатывать. Но разрабатывать хорошие игры – это врожденный дар.)

 

Специально для портала GameConstructor.Ru