Игра и компетенции

Каждая ситуация, в которой мы оказываемся, требует от нас проявления тех или иных компетенций.

Компетенция состоит из целого ряда составляющих – знаний, умений, навыков, способностей, используемых нами для решения задач. Как пример одной из таких задач, представим, что нам необходимо купить хлеб.

Даже такая, казалось бы, элементарная задача потребует от нас сначала анализа ситуации. Мы же как-то подходим к решению о покупке. Это значит, факту свершения действия предшествует определенный процесс, который завершается результатом, то есть принятым решением.

Для анализа ситуации мы задействуем такую когнитивную способность, как мышление, к примеру, аналитическое. «Аналитическое мышление» – это компетенция, которая дает возможность проводить тщательный анализ и принимать взвешенные, своевременные решения. В случае с покупкой хлеба, аналитическое мышление проведет оценку ситуации, выделит проблему, определит уровень сложности задачи, исследует сценарии и альтернативные варианты решения и создаст алгоритм действий, ведущих к результату.

«Принятие решений» — это тоже компетенция. Эта компетенция предполагает умение быстро ознакомиться с проблемой, умение собирать недостающую информацию и так далее.

Или такая компетенция, как «коммуникативность» – способность ясно передавать, принимать и усваивать информацию. Вполне возможно, что и коммуникативные навыки нам пригодятся при решении все той же задачи с покупкой хлеба.

И получается, что задача одна, а решать ее будет каждый по-своему, исходя из того набора знаний, умений, навыков, способностей, которыми обладает на данный момент и с тем уровнем их развития, который есть в настоящем.

 Если ситуация нам знакома, и уже приходилось действовать в ней раньше, то скорее всего, мы обладаем тем набором поведенческих навыков, которые необходимы в данной ситуации. Но если же мы оказываемся в новой для нас ситуации, то уровень сложности повышается по умолчанию, и набора, что имеется в резерве, может оказаться недостаточно для его прохождения. Поэтому компетенции придется развивать, так как степень развития компетенций определяет нашу результативность.

Игра – это имитация, моделирование и перенос реальных ситуаций в метафорический игровой контекст (необязательно метафорический). Игра, как и любая неигровая ситуация, способна обнаружить тот индивидуальный набор способностей, который есть у каждого из нас.

Если моделировать игру на основе конкретных компетенций, важно учитывать и необходимость создания определенных условий в игре для их проявления.

Игры часто используются в оценке и развитии компетенций, так как каждая проблемная задача в игре способна выявить и раскрыть потенциал ее участника. Исходя из того, что каждая компетенция обладает рядом параметров, которые позволяют сделать ее измеримой, потенциал также может быть оцифрован.

 

© Мария Лукина