По мотивам разборов игровых «полетов»

В обзор включены примеры высказываний участников игр, на основе которых можно составить представление, как в игре происходят процессы актуализации, проблематизации, постановки задач,  и что это дает в качестве результата.

Примеры:

1. О принятии решений: «Игра позволила увидеть ситуацию с разных сторон и найти несколько вариантов решения проблемы.»

Комментарий:
Здесь зафиксируем состоявшийся развивающий эффект игры. Если участник рассмотрел и оценил ситуацию с разных точек зрения и позиций, значит, получил более объемное и объективное представление о ней, что расширило для него горизонт возможностей и существенно увеличило набор решений.

2. О коммуникации: «В процессе игры понятно, с кем в команде у тебя общие взгляды и по каким вопросам, а с кем нет. А договариваться приходится…»

Комментарий:
В этом примере фиксируем интеллектуальный прорыв к пониманию поставленной проблемы и нахождение участником ее решения. С точки зрения обучения это значимый результат. Этот результат используем как точку входа в решение следующей задачи.

3. О ценностях: «Вот вам-то я и не доверяю.» или такой вариант: «У нас в компании одна из ценностей – «доверие». И где же оно сейчас?»

Комментарий:
Расхождение декларируемых ценностей и фактических влечет за собой неблагоприятные последствия. Фразы, аналогичные этой, не часто звучат открыто и напрямую. Корпоративная культура не каждой компании позволяет такой уровень открытости диалога. Как правило, проблема недоверия коллегам, руководству переходит в скрытую фазу конфликта и начинает разрушительно действовать изнутри.

А в качестве достигнутого с помощью игры результата в приведенном примере отмечаем актуализацию скрытого конфликта и перевод его из статуса «скрытая проблема» в статус «вскрытая проблема», а затем в статусы «задача» и «решение». В данном случае важно, что проблема была открыто озвучена и признана сторонами, как реально существующая.

4. О процессах и регламентах: «Интересно, что кто – то соблюдает правила, а кто – то нет. Как у нас. Эта игра – отражение того, что происходит у нас обычно.»

Еще пример:
«Игра дала нам возможность сказать  прямо, что мы не настроены на взаимодействие друг с другом, и проблемы с коммуникацией есть… и с передачей информации клиентам…»

Комментарий:
Результат — актуализация и постановка проблемы. Следующий шаг – перевод проблемы в статус решаемой задачи.

Здесь важно, что сами участники провели аналогию, установили связи и определили закономерности, а также признали ситуацию такой, какой она сложилась. Завершение этого этапа дает начало следующему – принятию участниками ответственности за их последующие решения и изменение ситуации.

5. Об осознании и осмыслении: «Я  понял, что такое «команда»! На самом деле «команда» — это про другое!»

Комментарий:
В данном случае фиксируем выход участника на новый уровень, уровень более глубокого понимания такого явления, как «команда».

Это качественный подъем по лестнице компетентности на ступень осознанного знания, который является результатом обучения и развития.

 

© Мария Лукина