Интервью с Германом Тихомировым

Расскажите немного о себе, чем Вы занимаетесь, кроме игр? Или чем занимались до них?

В данный момент разработка игр стала моим основным занятием. Кроме того, что я игры разрабатываю, я ещё в них играю. В самые разные: настольные, ролевые (как настольные, так и «живого действия»). Также увлекаюсь историей и фантастикой. Долгое время занимался военно-исторической реконструкцией.

Какова Ваша специализация? Какие игры Вы создаете?

В разработке игр пока сложно иметь узкую специализацию, браться приходится за самые разные проекты. Мне довелось разрабатывать довольно много детских игр, несколько экономических симуляторов…  но есть, конечно, такие игры, которые разрабатывать мне интереснее прочих. Это приключенческие игры, стратегии, кооперативные игры, а также настольные ролевые.

Как давно Вы разрабатываете игры?

Вообще с детства. А более-менее коммерчески — с 2005 года.

Как все начиналось? Почему игры?

Играть я любил с детства. Наверное, не было в моей жизни периода, когда я не увлекался бы играми (иногда менялись их формы, но игры были всегда).

Первый опыт придумывания игры, который я помню, был очень давно. Мне попался в руки номер журнала Костёр, в котором печатали игру «В кораблики». Правда, это был последний номер, к котором рассказывалось как сделать фигурки для игры, а все правила были в предыдущих номерах… Вот и пришлось придумать свои правила.

В какие игры Вы играли в детстве? Что с тех пор изменилось?

На самом деле, в детстве у меня было не так уж мало разных игр. Было несколько классических «ходилок». Был великолепный набор под названием «Наша игротека», в который входил комплект фишке и поля с правилами более десятка разных традиционных игр (фишки от этого комплекта до сих пор используются мною в прототипах игр). Были ещё разные игры: «Приключения на Луне», «Воздушный  бой», «Морской бой» (не классический, а тактическая игра вроде шахмат). Довольно рано я узнал об играх Го, Рендзю и Шоги. Кстати, стереотип, что в Советском Союзе не было ничего, кроме шахмат и ходилок — не совсем соответствует истине.

Про Монополию я тоже узнал ещё до 90-х. Делали её тогда сами. В сами же 90-е сильное впечатления на меня произвели «Риск» (было одно его издание тогда) и «Заколдованная страна». Последняя открыла для меня ролевые игры и породила волну выдумок новых миров на основе её правил. С тех пор, конечно, игр стало гораздо больше и они стали гораздо разнообразнее.

Что Вас больше всего увлекает в создании игр?

Создание игр — это творчество. Есть что-то волшебное, когда из ничего возникает нечто новое, чего не существовало ранее.

Есть ли у Вас любимые темы?

Я люблю необычные темы. Люблю исторические, а особенно военно-исторические игры.

Что самое главное в игре? В чем залог ее успеха?

Главное в игре — понравиться игрокам. Если игру покупают — она успешна.
Правда есть нюанс, что прежде чем купить игру — о ней надо узнать. Это приводит к необходимости правильной рекламы и продвижения. Без этого даже самая хорошая игра останется лишь кучей картона где-то на полках.

Как неопытному игроку понять, хорошая игра или не очень? 

Проще всего сыграть. Если игра понравилась — значит хорошая.

Вы сами играете в свои игры? Как часто? С какой целью?

В свои игры я играю много на этапе тестирования. После выхода уже не очень часто. Во-первых, успеваешь наиграться, пока тестируешь. Во-вторых, часто тематика или формат заказных игр не совпадают с моими личными игровыми предпочтениями. А в-третьих, геймдизайнеру очень полезно играть в разные чужие игры, они дают нужный опыт.

Впрочем, есть несколько моих игр, в которые я с удовольствием играю и сейчас, например «Терминатор» и «Сердца и доспехи». Отдельно стоит «Круг Земной», это ролевая игра (если быть более точным: мир для ролевой игры), в неё я играю довольно часто.

Какой своей игрой Вы больше всего гордитесь?

Наибольшим успехом были игры «Терминатор. Да придёт спаситель», «Не в деньгах счастье» и «Круг Земной».

Как Вы применяете игры в своей практике/профессии?

Игры — и есть моя профессия.

В чем, на Ваш взгляд, самое большое достоинство настольных игр, как формата?

Игры — это форма общения. Это их главное достоинство.

Самый экстравагантный заказ на разработку?

Не про все заказы я (увы!) могу рассказывать.

Сколько в среднем занимает разработка одной игры?

В среднем — несколько месяцев. Нормально, когда от начала работы над игрой до издания проходит год-полтора.

Сколько раз нужно протестировать игру, чтобы понять, что она работает и отвечает поставленным задачам?

Чаще всего, очень много раз. Десятки раз. Проблема в том, что если по результатам теста в игру внесены изменения — тестировать нужно заново. Если последние 10-20 партий изменений не вносилось — можно думать о том, что игра более-менее готова. Есть, правда, всегда риск того, что тестирование было недостаточно широким. Я имею ввиду, что если тесты проводились только в одной узкой группе — есть высокая вероятность, что когда игра попадёт в руки другим игрокам, выяснится, что в игре ещё есть много проблем.

Сколько обычно требуется итераций по доработке игры?

В зависимости от сложности игры. Но обычно много. Практически всегда недостаточно.

Есть ли разница между разработкой бизнес-игры для корпоративного заказчика и легкой развивающе-развлекательной игры для детей?

Вот как раз между этими двумя типами игр больше сходства, чем различий. В обоих случаях речь идёт о развитии некоторых навыков у аудитории, не являющейся опытным потребителем игр.

Заметная разница есть между разработкой строго обучающей игры и «чисто развлекательной» игры. В этом случае ставятся принципиально разные конечные задачи, которые должна решать игра.

Сколько стоит разработать игру? Есть ли стандартная цена на такие услуги?

Игры бывают разные. Но в среднем сейчас за разработку игры средней сложности я беру от 30 до 100 тысяч рублей. Нормальным также считается вариант, в котором разработчик получает в зависимости от продаж: 5-10% от оптовой цены игры.

Как быстро окупаются такие инвестиции?

Очень не быстро. Впрочем зависит от того, кто издатель и какая форма оплаты.

Как выбрать исполнителя на разработку игр? Ваш совет заказчикам.

Мне сложно советовать в этом вопросе.

Выбираете ли Вы заказчиков? Были ли случаи, когда Вы отказывали заказчику? Почему?

Такие ситуации редки. Только если очень уж большая загрузка. В этом случае обычно рекомендуют кого-то из товарищей.

Что бы Вы порекомендовали почитать (книги, сайты) заказчику до того как заказать игру?

Заказчикам, не очень близко знакомым с миром настольных игр, стоит посмотреть хотя бы пару сайтов или блогов по современным настольным играм. Например, Тесеру. Это несколько уменьшит риск того, что под понятием «настольная игра» заказчик и разработчик будут иметь в виду очень разные понятия.

Какие мероприятия Вы бы порекомендовали посетить? Как разработчикам, так и заказчикам.

Игрокон в Москве и Граникон в Санкт-Петербурге.

В какие игры Вы бы порекомендовали поиграть и для чего (свои и чужие)?

Хороших игр очень много. Практически из любой можно вынести полезный для геймдизайна опыт. Кстати, его можно вынести из в неудачных игр: оценка причин «неудачности» не менее полезна, чем оценка удачных решений.

Пару примеров я всё же приведу:

Игра «Les Poilus» (в русском переводе «Братья по оружию»). Пример очень интересной реализации тематики очень простыми механиками, оригинальная система баланса на разное число игроков (вернее отсутствие необходимости в этой системе), а также решение «проблемы лидера».

Игра «Inis» («Иниш»). Очень много интересных решений в плане геймдизайна по принципам определения победы и вообще отдельных механик.

Есть ли сферы, где игры не работают? Почему?

Игра по своей сути является моделью некоего процесса. Поэтому сложно придумать сферу, в которой играм вообще нет места.

Как вы видите будущее игр? Каковы Ваши прогнозы развития отрасли в целом и «настолок» — в частности?

Нет сомнений что рынок игр растёт, причём скорость этого роста увеличивается. Есть опасения, что в этой скорости заключена некоторая опасность. Возможно рост предложения несколько опережает рост спроса, но в этой области я могу только строить предположения, точных данных у меня нет.

Были ли у Вас «epic fails»? В чем были их причины? Какие выводы Вы сделали для себя и какие советы могли бы дать начинающим разработчикам?

Был случай, когда игра провалилась в продажах. Причина была, как я смог понять, в неудачной обложке и отсутствии рекламной поддержки. Выводы я, конечно, сделал.

Главный совет в этом вопросе для начинающих разработчиков — думайте не о том, как издать, а как продать уже изданное.

Где учиться разработке игр?

В первую очередь на практике. Нельзя сделать настольную игру, не начав её делать.
С профессиональным обучением, по крайней мере у нас в стране, я пока не сталкивался. Впрочем, могу посоветовать обратиться в Гильдию разработчиков настольных игр. Это сообщество тех, кто занимается настольным геймдизайном, в нем есть масса людей, готовых делиться опытом, есть много лекций и статей на тему геймдизайна.

Можно ли, на Ваш взгляд, сделать на этом карьеру? Что нужно делать, чтобы стать крутым разработчиком?

Сложно. Профессиональных разработчиков настольных игр вообще не очень много, даже в Европе и Америке. Очень многие совмещают это занятие с другой работой. Но такие люди есть.

Совершенно точно, нужно много играть в разные игры.

Видите ли Вы сферы, отрасли, с которыми можно было бы объединить разработку игр для синергетического эффекта? Какие вообще дополнительные навыки, опыт и знания необходимые разработчику? Какое базовое образование нужно?

Любые дополнительные знания и опыт могут пригодится. Чем больше знает и умеет разработчик — тем шире его возможности. Поэтому базовое образование не принципиально.

Есть, правда, нюанс, что хотя бы базовое представление о математике пригодится практически наверняка: умение просчитать вероятности очень полезно.  Я уж не говорю о «теории игр», с которой ознакомится очень полезно.

Однако главное в создании игр — это понимание что это творческий процесс, нужна способность творить. Без этого никакие прочие навыки не помогут.

О чем мечтает заказчик, когда заказывает игру?

Ну, это виднее заказчику. Да и заказчики бывают очень разные.

О чем Вас спрашивают заказчики? Что их больше всего интересует в разработке игр?

Очень мало о чём.

Что нужно знать до того как начать проект по разработке игры? Как исполнителю, так и заказчику.

Главное что нужно понять — задача, которую будет решать эта игра. От неё уже определяется всё остальное: целевая аудитория, время партии, сложность правил.

Что важно учесть, когда сдаешь игру?

Не забыть написать хорошие правила. А лучше всего суметь убедить заказчика сыграть по этим правилам без твоего участия.

Надо не забывать, что автор игры к коробке не прилагается, и ответы на все вопросы должны быть в правилах.

С какими задачами к Вам обращаются заказчики?

В принципе задачи бывают разные. Но чаще всего это разработка некой «учебной игры» или игры для корпоративного подарка. Это если говорить о заказах из не игровой среды. Если игру заказывает издательство, уже занимающееся настольными играми — это обычно необходимость сделать игру на тему, чаще всего, фильма или мультфильма.

Какой самый яркий результат получили участники Ваших игр?

Чаще всего я не вижу, как люди играют в мои игры. С незнакомыми людьми из своих игр я, пожалуй, иногда играю лишь в Круг Земной.

Но один эпизод могу вспомнить. Правда, скорее моих ярких результатов, но связанных с впечатлением от игры. Однажды я делал игру по обучению финансовой грамотности. Заказчик устраивал турнир-презентацию среди старших школьников. Когда по завершению турнира им позволили забрать комплекты игр — участники были в восторге. Их радость была мне самой большой наградой.

О создании какой игры Вы мечтаете?

Я очень хочу сделать простой, доступный массовой аудитории варгейм по отечественной истории.

Какой вопрос Вы бы сами себе задали?

Не буду озвучивать вслух.

 

Специально для портала GameConstructor.Ru