Характеристика навыков

Навык — это устойчивое мастерское умение выполнять ту или иную деятельность. Это понятие не схож с навыком у животных, для которых это — способ приспособления к окружающему миру опытным путем, то есть для животных навык — это способ поведения. Для человека же это основа эффективной деятельности.

Формирование навыков происходит благодаря осознанным действиям. На низшем уровне формировании навыка, цель деятельности не связана с производимыми действиями. Например, чтобы научить ребенка читать, сначала его учать разбивать слова на слоги и объединять эти слоги в слова. Это делается для того, чтобы в итоге ребенок смог бегло читать, не отвлекаясь на расчленение слова.

Для того чтобы закрепить условно-рефлекторные связи — одна из основ формирования навыка, необходимо постоянное повторения одного и того же действия. Таким образом образуются системы условно-рефлекторных связей, закрепляются нервные пути. Это заметно ускоряет процесс деятельности, способствует уменьшению напряженности при выполнении действия, профессионал своего дела выполняет его без лишних движений, быстрее, чем менее опытный человек. Для примера: первокласник, который только учится писать, намного сильнее нажимает на ручку при письме, более того, во время этого процесса у ребенка напряжены мышцы рук и туловища. У человека, уже умеющего писать, лишнее напряжение исчезает.

Также важно при обучении хорошо отработать отдельные элементы действия, в дальнейшем это будет способствовать качественному выполнению работы и уменьшению утомления. Более того, когда двигательный навык уже сформирован и закреплен, вырабатывается кинестезические механизмы, то есть выполняя определенные действия, человеку уже не нужен зрительный контроль,потому что зрительно-двигательный контроль замещается двигательным, так, профессиональный пианист уже не следит за своими руками, исполняя какое ибо произведение. Зрительный же анализатор следит за возможными изменениями условий, что также необходимо в процессе деятельности. Повышает качество деятельности не только зрительный, но и тактильный контроль — это повышает уверенность в правильности действий.

Один из плюсов в формировании навыка, есть его последующая автоматизация. Закрепленный навык не требует контроля за деятельностью, более того, уже доказано, что излишний контроль действий, при уже сформированном навыке, наоборот, затрудняет выполнение задачи.

Итак, главная черта навыков — сознательный контроль деятельности, соответствие действий поставленным задачам.

Формирование навыков освобождает сознание и способствует решению более сложных задач. В принципе, без сформированных навыков невозможна никакая деятельность: ни творческая, ни профессиональная.

Любой навык зависит от индивидуальности человека. Даже если формирование навыка происходит по одной и той же схеме, тем не менее, деятельность людей будет различаться в зависмости от их темперамента и других психических свойств. Все виды навыков, формируясь, становятся единым целым с личностью.

Выделяют четыре вида навыков:

— двигательные
— мыслительные
— сенсорные
— навыки поведения

Двигательные навыки. Эти навыки сфрмированы во всех видах деятельности. Отсутсвие двигательного навыка сводит на нет возможность выполнять какое либо действие. Без него невозможно работать с инструментами, передвигаться в пространстве и так далее.

Мыслительные навыки. Мыслительная деятельность является основном в выполнении любой задачи, особенно, задач умственного труда. В эту категорию навыков входят навыки концентрации и распределения внимания, навыки наблюдения.

Сенсорные навыки. Основой этих навыков является развитая чувствительность. Любая деятельность требует развитого на определенном уровне чувствительности. С его помощью развивается навык устной речи, слухового восприятия.

Навыки поведения. Играют огромную роль при формировании личности со всеми ее особенностями. Эти навыки состоят из знаний о поведенческих нормах, общественной морали. Путем постоянного повторения правил у ребенка вырабатывается навык правильного поведения.

Источник