
1. Сложность классификации игр
Она обусловлена тем, что:
— на игры, как на любое явление культуры, воздействуют запреты, принуждение, мода и т.п.; они отражают социальные, национальные, географические и исторические приметы;
— игры с одинаковыми правилами и информационной базой могут быть разными, так как используются в разных целях: для обучения, развлечения, психотерапии и т.п.
Принятое разделение игр на игры с правилами и «вольные», где правила вырабатываются в процессе, условно, так как любая игр подразумевает и некие правила, и творчество.
Автор одной из распространенных классификаций игр – С. А. Шмаков.
2. Классификация игр по внешним признакам
- По содержанию: игры с правилами — спортивные, подвижные, интеллектуальные, строительные и технические, музыкальные, коррекционные, шуточные, ритуально-обрядовые и т.п.; «вольные» игры – по сферам жизни: военные, свадебные, художественные, профессиональные и т.п.
- По форме: игры-танцы, песни, театрализации, игры-празднества и обряды, игровые тренинги и упражнения, игровые тесты и анкеты, соревнования, конкурсы, розыгрыши и т.п.
- По назначению – внеутилитарные и деловые.
- По времени проведения.
- По месту проведения: застольные и настольные, игры на эстраде, на открытой площадке, в природе и т.п.
- По составу и количеству участников: для мальчиков, для девочек и для смешанного состава участников; для участников разного возраста; индивидуальные, парные, групповые, командные и массовые.
- По степени регулирования, управления: кем-либо организованные и стихийные.
- По наличию инвентаря: с предметами и без предметов; компьютерные, игры-автоматы и т.п.
3. Классификация по внутренним признакам
Под внутренними признаками понимаются умения человека и его психические функции, которые задействованы в игре, а также наличие импровизации, риска, интенсивность поведения в игре.
А. Физические и психологические игры и тренинги:
- двигательные (спортивные, подвижные, моторные);
- экстатические, экспромтные;
Экстаз (греч. ekstasis – выход из спокойствия) – состояние восторга.
Экспромт (лат. expromtus – готовый, скорый) – произведение, выполненное без подготовки.
Речь идет об играх-танцах, экстремальных забавах, а также детских интеллектуальных экстатических играх – гаданиях, «вызовах чертиков» т.п.);
- освобождающие игры – пантомимические, юмористические забавы, фокусы и трюки, игры случайного выигрыша);
- терапевтические.
Б. Интеллектуально-творческие игры:
- предметные забавы;
- сюжетно-интеллектуальные игры;
- дидактические;
- строительные, трудовые, технические;
- электронные, компьютерные, игры-автоматы;
- игровые методы обучения.
В. Социальные игры:
- творческие сюжетно-ролевые (подражательные, игры-драматизации, игры-грезы); наиболее распространенные сюжеты – созидательные (строительство, создание), поисковые (открытия), профессиональные, военные, связанные с искусством (киностудия, цирк, театр), этнические, сказочные, фантастические (по мотивам фильмов и книг);
- деловые игры.
Г. Комплексные игры (коллективно-творческая деятельность, метод длительной игры).
4. Классификация игр по социальной ориентации: игры положительного и отрицательного статуса.
Источник