Сегодняшний краткий обзор рубрики «Практика» будет посвящен симуляции, как одному из существующих игровых форматов.
Симуляция представляет собой «тренинг» (тренировку) умений и навыков принятия решений, а также решений конфликтных и проблемных ситуаций такими, какими эти ситуации встречаются за пределами игровой действительности, то есть в реальной рабочей среде. Симуляция позволяет проводить анализ конкретных ситуаций, оперируя при этом свершившимися фактами, позволяет фиксировать внимание на целях, их точной постановке, а также позволяет корректировать цели, в случае необходимости. В симуляции создается поле для глубокого анализа, потому что прежде, чем решить проблему, необходимо предварительно собрать и оценить информацию, найти и изучить возможные альтернативы и после этого вынести решение.
Участники симуляции распределяют обязанности, задачи, ответственность и функционал согласно ролям, с которыми они себя идентифицируют, а затем проявляют себя каждый в своей роли либо активно, либо менее активно, в зависимости от изменяющихся условий и ситуаций симуляции.
Симуляция – это инструмент самоуправляемого, саморегулируемого обучения. В рамках, заданных симуляцией, участники свободны в выборе средств и способов достижения цели и несут ответственность за полученный результат, ровно так же, как и за решения, которые принимают в процессе.
Тема, которая определяется для симуляции, должна быть максимально приближена к реальности. При этом, чем более конкретно обозначены предмет и тема симуляции, тем выше обучающий эффект от применения самой симуляции.
Выбор темы определяет и выбор проблемных, конфликтных ситуаций, которые предстоит решить участникам в формате групповой работы.
Сама симуляция, как правило, включает три основных периода/этапа:
Первый – подготовка. Определяются темы, ситуации, проблемы, цели, формируются группы, распределяются роли, устанавливаются внутренние регламенты взаимодействия, в том числе временные.
Второй период – это сама симуляция, в ходе которой проводится анализ поступившей информации, анализ имеющихся в распоряжении участников материалов/ресурсов, разрабатываются модели решения поставленных задач в группе или группах, принимаются совместные решения.
Третий период состоит в том, чтобы подвести итоги симуляции, актуализировать опыт участников, провести анализ результатов, принять во внимание обратную связь и, главное, основное, для чего и предназначена симуляция — внести изменения/произвести улучшения реальной неигровой ситуации.
© Мария Лукина