Интервью с Марией Гориной

Расскажите немного о себе, чем Вы занимаетесь, кроме игр? Или чем занимались до них?

Меня зовут Мария Горина. Я всю жизнь (с 1999г) занимаюсь изучением человека как самостоятельной системы, так и как части систем: коллективов, компаний и тд. Все это на данный момент проявляется в двух типах продуктов, которые я создаю: тренинги и настольные игры.

Какова Ваша специализация? Какие игры Вы создаете?

Я делаю 2 типа игр: бизнес-игры, как коробочные, так и под задачу, и развивающие игры для детей и подростков. Эти 2 категории меня занимают больше остальных, тк в них есть оптыт и понимание каким образом и что можно оптимизировать, чтобы получить лучшие результаты в более короткий срок.

Как давно Вы разрабатываете игры?

Самую первую игру я сделала еще подростком, когда нам с подружкой надоело играть в то, что у нас было. Мы быстренько смастерили свою игру, которая была очень похожа на то, во что мы играли, но мы добавили туда дополнительных функций, сделали другой дизайн (дизайн, конечно, громкое слово, но мы действительно все нарисовали сами и даже сделали коробку подстать игре) и стало играть уже повеселее. Потом были игры внутри тренинговых процессов, но это больше игры-упражнения. А созданием настольных игра я начала заниматься в 2012 году.

Как все начиналось? Почему игры?

Игры, как формат, позволяют обучить человека или показать ему очень много вещей, которые он в рассказе, в презентации или в переговорах просто не в состоянии будет воспринять. Не важно бизнес-игра или развивающая подростковая, они как бы обманывают мозг и вынуждают его видеть больше, придумывать лучше, смотреть шире. Это кроме того, что формат игры предполагает безопасность и возможность сделать ошибку, не считая ее таковой или не получая за нее нагоняй. Это очень важно для развития способностей и выработки нестандартных, оптимальных решений.

В какие игры Вы играли в детстве? Что с тех пор изменилось?

В Бизнес и в Менеджера, потому что Монополии у нас тогда не было, но это по сути то же самое. В Белую ворону, в Логику. Логика – потрясающая игра. Вроде как для детей, но она развивает такое количество важных навыков, что взрослым бы тоже поиграть! В Цветник играли, в шахматы и шашки, разумеется. В карточные игры. Да, во все подряд, если честно!

С тех порт изменилось то, что я играю на работе. В нерабочее время стараюсь не играть или если уж и играть, то в легкие, развлекательные игры типа Имаджинариума.

Что Вас больше всего увлекает в создании игр?

Для меня создание игры это один большой ребус. Это конструктор, паззл и головоломка одновременно, которые я точно знаю, что имеют решение, его нужно только найти. Так вот поиск этого решения, конструирование, которое будет оптимальным и красивым, меня как раз и увлекает больше всего.

Есть ли у Вас любимые темы?

Ну, вот в крупном масштабе, упаковка бизнес-инструментов в формат настольных игр, и детское развитие. Нет такого, что я сделала 50 игр про деньги, а остальное мне не интересно. Наоборот, все очень разные игры, если говорить о детских. Бизнес-игры, наоборот, имеют направление: брендинг, маркетинг, стратегическое планирование, управление проектами и тд. Это абсолютно моя тематика, которая мне ясна, понятна и интересна.

 

Что самое главное в игре? В чем залог ее успеха?

Нужна модель, технология, стратегия, сценарий, на которых строится игра. Если этого нет, то получится болотце.

Как неопытному игроку понять, хорошая игра или не очень?

Понравилось играть, значит хорошая!

Вы сами играете в свои игры? Как часто? С какой целью?

На тестовых обязательно играх и/или, как минимум, прохожусь по технологии, которую кладу в основу. В остальном уже давно не играла, просто некогда, честно говоря.

Какой своей игрой Вы больше всего гордитесь?

Двумя играми очень горжусь. По одной из каждой категории:

  • бизнес-игрой Master Key, которую сделала вместе с Мариной Демченко, направленной на первичную оценку жизнеспособности бизнес идеи и дальнейшую ее упаковку с точки зрения маркетинга,
  • развивающей игрой для детей и подростков Piece of Cake, направленной на пополнение словарного запаса и формирование интереса к изучению языков в принципе.

Как Вы применяете игры в своей практике/профессии?

Создаю, обучаю разработке и ведению. Раньше еще сама проводила, но сейчас интереснее создавать.

Поделитесь самым удачным своим кейсом применения игр?

Играли в Master Key и в результате участники сформировали описание продукта, нашли дополнительные ресурсы для его продвижения, получили стратегию развития и план действий, который уже исполняется. Для меня это самая большая радость, удача, успех и прочие синонимы, когда в результате игры участники не только получают новую информацию, но и план действий, возможность и желание его реализовывать.

В чем, на Ваш взгляд, самое большое достоинство настольных игр, как формата?

Возможность наладить работу двух полушарий мозга. У нас их два не для того, чтобы они конкурировали, а для того, чтобы они сотрудничали, выполняя каждый свою задачу. Даже если вы проходите по известной вам технологии, но в игровой форме, вы найдете больше решений, чем если вы пойдете по ней как обычно, логикой. Это как колея, по которой уже 10 раз ездил и все знаешь. А в игре можно не отвлекаться на знакомое, а наоборот, опираться на это, обращая внимание на новые решения. Я об этом достаточно подробно пишу в статье “Зачем игры нужны компаниям?”.

Самый экстравагантный заказ на разработку?

Придумать игру/квест, в результате которого игроки захотят поехать в казино и сыграть там. Заказчику было отказано.

Сколько в среднем занимает разработка одной игры?

Зависит от того какой объем работы, от сложности игры, от загруженности графика. В среднем получается около 2-х месяцев. Очень подробно об этапах, нюансах и сроках я пишу в статье “Процедура разработки игр или почему так дорого?”.

 

Сколько раз нужно протестировать игру, чтобы понять, что она работает и отвечает поставленным задачам?

Вообще, чем больше, тем лучше. Хотя бы на 3-х разных аудиториях: на своих, на любителях поиграть, на заказчике. Лучше еще на тех, кто в нее потом будет играть, те на клиентах заказчика, если игра это предполагает. А вообще, чем больше обратной связи вы соберете, тем вам же лучше.

Сколько обычно требуется итераций по доработке игры?

Вот после каждого теста можно что-то дорабатывать. Не бывает так, чтобы сразу все было правильно. Всегда есть что-то, что можно “докрутить”. Вот ради этих докруток и делаются тесты. А сколько итераций это зависит от того сколько у нас времени и ресурсов.

Есть ли разница между разработкой бизнес-игры для корпоративного заказчика и легкой развивающе-развлекательной игры для детей?

Есть. Кроме отличающихся эмоций, дети являются более требовательными потребителями продукта. Все должно быть не просто интуитивно понятно, а очень понятно! Как говорится, не можешь объяснить ребенку, значит сам не разобрался. Вот на детских играх и разбираемся как потом делать взрослые.

Сколько стоит разработать игру? Есть ли стандартная цена на такие услуги?

Думаю, стандартной цены нет. Все зависит от стоимости времени разработчика, количества разработчиков, сложности задачи и срочности исполнения. Самая низкая стоимость, которая мне известна это 150.000 рублей, а самая высокая это 4.000.000 рублей. Не могу сказать, что вторая работа была сделана лучше первой. Там было в разы больше разработчиков, а игры по качеству были вполне сопоставимы.

Как быстро окупаются такие инвестиции?

В среднем это 2-3 месяца. Поиграли сами, сэкономили на консультантах и модераторах, поиграли с клиентами, заработали на новой услуге и привлекли новые заказы. Все очень просто и быстро, нужно только посчитать.

 

Как выбрать исполнителя на разработку игр? Ваш совет заказчикам. Выбираете ли Вы заказчиков? Были ли случаи, когда Вы отказывали заказчику? Почему?

На эту тему тоже есть статья, так и называется “Как выбрать разработчика игры?”. Я заказчиков выбираю так же как и они меня. И отказывать им тоже приходилось. В основном по двум причинам: идеологические соображения и потому что заказчику хотелось игру, тк сейчас это вроде как модно и все делают, хотя задача решалась совсем другим способом.

Что бы Вы порекомендовали почитать (книги, сайты) заказчику до того как заказать игру?

Читайте портал GameConstructor.Ru, что я еще вам могу сказать? :) У нас тут все есть! А литературы сейчас не так много, она вся на виду.

Какие мероприятия Вы бы порекомендовали посетить? Как разработчикам, так и заказчикам.

Главная игровая конференция России – Work, Play & Create. Начать можно с нее. А так нужно читать программу и смотреть, что интереснее. Есть еще Олимпиада игр и нетворкинга, есть фестиваль игр Большая игра. И еще масса мероприятий, которые я когда-нибудь соберу в отдельном разделе этого портала!

В какие игры Вы бы порекомендовали поиграть и для чего (свои и чужие)?

  • Упаковать свою бизнес идею – Master Key,
  • Построить модель бренда – Geniator,
  • Пополнить словарный запас на английском, испанском и французском – Piece of Cake,
  • Объяснить ребенку концепцию правильного питания – Мочи калории!,
  • Все игры из раздела об играх на этом портале.

Есть ли сферы, где игры не работают? Почему?

Есть задачи, которые можно решить быстрее другими методами. Или игра может стать частью решения задачи. Кроме того, есть люди, которые в принципе в игры не играют, так что к ним заходить с играми только зря время тратить. Игра хороша, когда на нее есть запрос. А подсовывать ее по любому поводу я смысла не вижу. И от сферы это не зависит, на мой взгляд.

Как вы видите будущее игр? Каковы Ваши прогнозы развития отрасли в целом и «настолок» — в частности?

Я думаю, что лет через 50, настольные игры будут стоить дорого и доступны будут не всем. Безусловно, сейчас технологии развиваются очень быстро и стремительно. Через те же 50 лет все будет оцифровано. Вот поэтому “настолки” и будут дорогими, тк настоящее, живое общение будет в дефиците и не всем доступно. Думаю, даже будут специальные курсы, на которых будут обучать разговаривать с настоящими людьми. Игра в таком случай – идеальный инструмент.

Были ли у Вас «epic fails»? В чем были их причины? Какие выводы Вы сделали для себя и какие советы могли бы дать начинающим разработчикам?

Ага. Как-то напечатали игру, запустили продажи, а когда сами решили поиграть, поняли, что правила написаны так, что по ним невозможно просто сыграть. Сначала долго долго возмущались, мол, кто правила так пишет? Потом, когда поправили, тогда уже стали рассказывать как курьезный случай, конечно. Но сначала были возмущены своим собственным “косяком”. Впредь, как говорится, такой фигни не повторялось!

Где учиться разработке игр?

Сейчас много, где учат. Начните с любого курса, который вам приглянется. Даже если он вам не понравится, вы немного вникнете в суть дела и уже будете искать что-то предметное. А заныривать можно с любого берега. Мой курс обучения стартует 3 апреля 2018.

 

Можно ли, на Ваш взгляд, сделать на этом карьеру? Что нужно делать, чтобы стать крутым разработчиком?

Карьеру можно сделать на чем угодно, если ты занимаешься своим делом и вовремя вписался.

Видите ли Вы сферы, отрасли, с которыми можно было бы объединить разработку игр для синергетического эффекта? Какие вообще дополнительные навыки, опыт и знания необходимые разработчику? Какое базовое образование нужно?

Желательно иметь образование, а на самом деле опыт в тех темах, на которые ты делаешь игры. Или иметь напарника (или представителя заказчика), который разбирается в своей сфере. Все остальное – технология. Думаю, здесь как и в любом другом деле, чем более разносторонне развит человек, тем более интересные продкты у него получаются.

О чем мечтает заказчик, когда заказывает игру?

Чтобы все прошло идеально, без накладок, чтоб задача решилась и чтобы инвестиции оправдали себя.

О чем Вас спрашивают заказчики? Что их больше всего интересует в разработке игр?

Как все будет происходить? Просят на пальцах объяснить, тк для них это неизведанная территория. Поэтому пишу описательные статьи – кейсы: Как создавалась игра Geniator?От идеи до продуктаПроцедура разработки игр или почему так дорого?.

Что нужно знать до того как начать проект по разработке игры? Как исполнителю, так и заказчику.

Нужно знать какого результата мы хотим добиться с помощью игры. Обычно у разработчика есть свой опросник, по которому он выясняет все подробности, но цель есть цель. Если мы ее не выяснили или неправильно друг друга поняли, то все будет сделано, но не так. Так что переспрашивайте по 10 раз и все уточняйте с порога.

Что важно учесть, когда сдаешь игру? 

Важно учесть все :) Буквально. Что просили и что получилось, дизайн, мануал, обучение ведущих. Короче, все проверяйте, лучше по 2 раза. Если совесть ваша чиста, значит все у вас хорошо.

С какими задачами к Вам обращаются заказчики?

Упаковка бизнес-инструментов в формат настольной игры – это основное и это то, что я умею и люблю делать.

Какой самый яркий результат получили участники Ваших игр?

Однажды, в процессе игры, член совета директоров одной из уважаемых компаний начал краснеть, пыхтеть, подпрыгивать на месте и громко всем сообщать, что он нашел решение. Он хотел увеличить объем продаж и в ходе игры понял каким образом это нужно сделать. Его задача в реальной жизни после этого решилась в течение нескольких месяцев.

О создании какой игры Вы мечтаете?

О создании игры, в которую можно играть бесконечно и постоянно узнавать что-то новое о себе, о мире, о других участниках, учиться и развивать свои навыки. Я над ней уже работаю и надеюсь, что скоро мы начнем ее тестировать.

Какой вопрос Вы бы сами себе задали?

Мария, когда же появится обучающая программа по созданию игр для детей? Надеюсь, что скоро. Возможно, даже в этом году!

Специально для портала GameConstructor.Ru